В парадигме виджняна-майи (духовной философии) трансцендентная реальность описывается как Сат-Чит-Ананда, а также мы знаем, что она запечатлена в мантре «Ом Тат Сат».
Попробуем разобраться, как на самом деле мантра «Ом Тат Сат» связывается с тремя уровнями постижения Абсолютной Истины?..
С т.зр. философии Сознания Кришны говорится, что Абсолютная Истина постигается в трёх аспектах:
1. ПараБрахман или БЕЗЛИЧНЫЙ и всеобъемлющий аспект Абсолюта, модус Его вечной экзистенции, Его вечного существования, Сат, являющийся предметом медитации философов-имперсоналистов (джняна-йогов и майавади);
2. ПарамАтма или уже ЛИЧНОСТНЫЙ, но локализованный и всепроникающий аспект Абсолюта, модус Его вечного знания, Чит, связанный с материальным Творением и являющийся предметом медитации йогов-мистиков (аштанга-йогов), а также...
3. Бхагаван или личностный, но уже ТВОРЧЕСКИЙ аспект Абсолюта, модус Его вечного блаженства, Ананда, указывающий, во-первых, на Абсолют исключительно как на Щактимана - источника и владельца всех Своих Щакти, т.е. как на Творца всего материального мироздания, а во-вторых, предполагающий личностные взаимоотношения с Ним в духовной реальности, и являющийся предметом медитации бхакти-йогов, преданных Бога.
Сразу возникает вопрос: почему также говорится, что ПарамАтма является и эмоциональным, эмпатирующим аспектом Абсолюта? Как это соотносится со знанием, с Его аспектом Чит, если духовные эмоции запечатлены не в аспекте Чит, но в аспекте Ананда?
Ответим на этот вопрос чуть ниже, а пока попытаемся разобрать символизм мантры «Ом Тат Сат» уже в контексте психологии Расы, т.е. с т.зр. прайоджаны (конечной цели) Святых писаний.
Говорится, что Бхагаван Кришна поддерживается энергией Сандхини-щакти, энергией вечного бытия Абсолюта, одной из трёх Щакти Антаранги (внутренней энергии) Абсолюта, а именно – Сандхини или Щри-щакти, отвечающей за модус Сат или вечного существования, которую олицетворяет Кришна, а также та часть Сознания Абсолюта, что называется Маха-Вишну; Самвит или Бху-щакти, отвечающей за модус Чит или потенцию Знания, которую олицетворяет Баладева, а также та часть Сознания Абсолюта, которая называется Пара-Брахма; и Хладини или Нила-щакти, отвечающей за модус Ананда или энергию Блаженства, которую олицетворяет Радхарани, а также та часть Сознания Абсолюта, что называется Сада-Щива.
Так же мы знаем из щастр, что Абсолют представлен Саттвой (Кришной), Таттвой (Радхой), - т.е. количественно отличными друг от друга формами Сознания ОДНОЙ Абсолютной Личности, а также Паратвой, т.е. Тем, что (правильнее – КТО, ибо всё в духовном бытии олицетворено) КАК БУДТО НАД Ними и что (КТО) является образующим Их качественно Единое Целое Сознание «Мы» в Их любовной взаимосвязи.
Если брать во внимание смысл представленного выше абзаца, то получается, что олицетворённая Паратва («Ом») – это и есть Баладева-Санкаршана, представляющий Собой действующий принцип Абсолюта и Его модус Чит, а таже если соотносить это сокровенное духовное знание с мантрой "Ом Тат Сат", соответственно читая её в данном случае с конца («Сат Тат Ом»), то получается, что "Ом" - это и есть олицетворённая Паратва Абсолюта, т.е. ТОТ, КТО СОЕДИНЯЕТ Саттву (Кришну) и Таттву (Радху) в Единой Целое Сознание «Мы», а вовсе не только лишь звуковой образ безличного аспекта Абсолюта – ПараБрахмана, якобы символизирующего собой всего лишь первую ступень постижения Абсолютной Истины – как следует из сугубо философского восприятия реальности Сат-Чит-Ананда.
Более того, если Сат-Чит-Ананду сопоставлять с мантрой "Ом Тат Сат", то всепроникающий локализованный аспект Абсолюта, называемый ПарамАтма, символизирующий второй уровень постижения Абсолюта и представляющий в контексте философии Бхакти модус Чит или Знания, никак не сопоставим с мантрой "Тат" (вторым слогом мантры), ибо Тат – это Таттва, которая с т.зр. Расы и есть СверхДуша, ПарамАтма, т.е., как известно, Хара или Радха, суть олицетворённая Ананда Абсолюта, Его эмоциональная составляющая.
Также очевидно, что личностный аспект Абсолюта, называемый Бхагаван, символизирующий третий (конечный, полный) уровень постижения Абсолюта и якобы представляющий в контексте философии Бхакти модус Ананды или Блаженства, никак не сопоставим с мантрой «Сат» (третьим слогом мантры), ибо Сат – это Саттва, которая с т.зр. Расы и есть СверхДух, ПараБрахман, т.е., как известно, Хари или Кришна, экзистенциальное начало Абсолюта, блаженство которого (Ананда) с т.зр. Расы целиком сосредоточено в Харе или Радхе, олицетворяющей Собой читта-видравини-акаршини-щакти, т.е. Ту, что Своими трансцендентными безумными любовными экстатическими эмоциями, Своей маданакхья-махабхавой целиком и полностью пленяет Сердце Хари, а не в Самом Хари, как в якобы независимом ни от кого Парам-ананде-майа-Пуруше, независимой ни от чего Парат-пара-таттве.
Почему возникают такие, как кажется, несоответствия?..
Да потому что, во-первых, реальность Сат-Чит-Ананды нельзя ПРИСПОСОБИТЬ под якобы ОБЪЕКТИВНУЮ парадигму, т.е. якобы объективную основу для Её изучения, а во-вторых, ни в коем случае нельзя рассматривать Сат-Чит-Ананду исключительно лишь как Бхагавана Кришну (вне любовной взаимосвязи с Бхагавати Радхикой) и ЛИШЬ в связи с Его материальным Творением, т.е. в связи с обусловленным авидьей сознанием дживы, а значит ВНЕ СВЯЗИ души с психологией РАСЫ, но главное – ВНЕ СВЯЗИ с Гаура-таттвой, являющейся по сути прайоджаной или ЕДИНСТВЕННЫМ критерием адекватного восприятия личностью Абсолютной Реальности.
Однако необходимо очень хорошо уяснить, что философия Бхакти в отрыве от психологии Расы – это на самом деле просто абстрактная логика, а трансцендентный мир КРАЙНЕ иррационален и СУБЪЕКТИВЕН, потому что основывается исключительно на конкретных ЛИЧНЫХ ЛЮБОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ души, т.е. на её ЛИЧНЫХ экстатических бхавах.
В этой связи есть резон ещё раз прибегнуть к мудрости Вед и процитировать: «Атмаван маньяте джагат» или «Мир таков, каким мы его сами себе представляем».
Продолжим далее…
Философия Бхакти учит, что полное Сознание Абсолюта (Кришна-Радха, Щактимана-Щакти) разделено на четыре части, которые называются: (1) Парам-Брахма, (2) Маха-Вишну, (3) Сада-Шива и (4) Васудева. Эти части не могут действительно быть как-то отделены от целого, поскольку они одинаково проникнуты чистым нектаром Расы. Таким образом, Щактиман Кришна в бхакти-йоге (любовной взаимосвязи) со Щри или Сандхини-щакти назван Маха-Вишну и обладает чистой Саттва-гуной; Щактиман Кришна в бхакти-йоге с Бху или Самвит-щакти назван Парам-Брахма и обладает чистой Раджо-гуной; Щактиман Кришна в бхакти-йоге с Нила или Хладини-щакти назван Сада-Шива и обладает чистой Тамо-гуной. Эти три части Сознания Абсолюта полны нектара Расы и невоспринимаемы материальными чувствами. Четвертая часть Сознания Абсолюта названа Васудева, и эту одну Его четверть подразделяют, в свою очередь, на два аспекта, а именно – на непроявленный и невоспринимаемый материальными чувствами, в котором у Щактимана Кришны бхакти-йога с двумя Шакти: Щри или Сандхини-щакти и Бху или Самвит-щакти, и на проявленный и воспринимаемый, в котором у Щактимана Кришны бхакти-йога уже с тремя Щакти: Щри или Сандхини-щакти, Бху или Самвит-щакти и Нила или Хладини-щакти.
Вообще Щакти рассматривается как женская индивидуальность, как Ащрайа (Влагалище), природа или энергия Щактимана, Вищайи (Влагаемого) или мужской индивидуальности Абсолюта. Щактиман Кришна обладает двумя типами энергий (лон) – Духовной энергией (Духовным лоном) и Материальной энергией (Материальным лоном). Духовное лоно далее классифицируется как внутренняя и промежуточная природы. Эти энергии называются Антаранга-щакти (внутренняя духовная энергия), Татастха-щакти (промежуточная духовная энергия) и Бахиранга-щакти (внешняя материальная энергия).
Также, как свет меняет интенсивность, когда исходит из источника, также Антаранга-щакти есть сконцентрированное сияние в пределах Щактимана Кришны и называется Пара-щакти, поскольку существует только на уровне Пара; Татастха-щакти подобна свету только на границе лампы (стеклянная оболочка) и также духовна в том смысле, что не служит цели создания материальных объектов; свет, который же распространяется вне границ источника, позволяет видеть объекты, отражаясь от их поверхности, и также Бахиранга Шакти – это изначальное сияние, область или потенция, которая вовлечена в процесс творения.
Антаранга Шакти (внутренняя духовная энергия) имеет три свойства. Один называется Хладини-щакти и подобен Нила-щакти или энергии удовольствия; эта внутренняя (непроявленная) четверть Всевышнего родственна Сада-Щиве. Другой называется Сандхини-щакти и подобен Щри-щакти или экзистенциальной потенции, и эта часть Всевышнего родственна Маха-Вишну. Третий аспект духовной потенции называется Самвит-щакти и подобен Бху-щакти или познавательной потенции, которая родственна Парам-Брахме. Падма Пурана обращается к ним как Три-Пада-Вибхути (трём четвертям достояний Бога). Там же добавлено, что материальное проявление находится в Эка-Пада-Вибхути (одной четверти достояний Бога).
Татастха-щакти присутствует в одной четвертой четверти Сознания Абсолюта как граница или кромка между внутренней Антаранга-щакти и внешней Бахиранга-щакти. Как упомянуто выше, это также духовная энергия и рассматривается как обладающая двумя свойствами – Щри или Сандхини-щакти и Бху или Самвит-щакти. Щактиман Кришна в Его взаимодействии с Татастха-щакти известен как Васудева и представлен половиной четвертой четверти Сознания Абсолюта. Эта часть Сознания Абсолюта также непроявлена.
Васудева в Его многократных экспансиях как Кширодакащайи-Вишну – это (с т.зр. философии Бхакти) ПарамАтма (Универсальная душа или Макрокосмическая экспансия). Имя Кширодакащайи-Вишну подразумевает бхакти-йогу (любовную взаимосвязь) Васудевы и Щри или Сандхини-щакти и указывает на ПарамАтму как на Вибху, обладающего Вайбхавой чистой Саттва-гуны, которая рассматривается как чистый белый свет, как обозначено описательным термином Кширодакашайи.
Другая йога Васудевы – с Бху или Самвит-щакти, и эта многократная экспансия указывает на бесконечное количество Дживатм (Индивидуальных духовных душ или Микрокосмических экспансий), исходящих из Баладевы как Вибху, обладающего Вайбхавой чистой Раджо-гуны. Подобно тому, как светлые цвета похожи на исходный белый свет почти во всем, кроме спектра, также дживатма качественно идентична ПарамАтме, т.е. имеет потенцию ПарамАтмы, но отлична в индивидуальной силе, т.е. её индивидуальная сила в количественном отношении бесконечно мала по сравнению с потенцией ПарамАтмы.
Внешняя Бахиранга-щакти присутствует в другой половине четвертой четверти Сознания Абсолюта и имеет бхакти-йогу (любовную взаимосвязь) с Кришной-Васудевой, необходимую для процесса творения, в трёх Своих аспектах: 1) как Щри (Сандхини)-щакти или экзистенциальная потенция Абсолюта, 2) как Бху (Самвит)-щакти или познавательная потенция Абсолюта и 3) как Нила (Хладини)-щакти или энергии удовольствия Абсолюта.
Здесь описана картина йоги (взаимосвязи) Саттвы и Таттвы в контексте философии Бхакти. Однако, как уже было представлено выше, всепроникающий локализованный аспект Абсолюта, называемый исключительно ПарамАтмой (Макрокосмической экспансией), символизирующий второй уровень постижения Абсолюта и представляющий в контексте философии Бхакти модус Чит или потенцию Его Знания, с т.зр. Психологии Расы корректней называть бхакти-йогой олицетворённого ПараБрахмана, СверхДуха, т.е. как такового Самого Абсолюта и олицетворённой ПарамАтмы, Его СверхДуши, Его Абсолютной Истины, ибо Абсолют – это не только Бог, Саттва или Кришна-таттва, но ещё и Его Абсолютная Истина, Богиня, Таттва или Щакти-таттва, которая, собственно, и есть СверхДуша или Универсальная Душа Абсолюта. А потому в контексте Психологии Расы и с т.зр. Гаура-таттвы более релевантным будет сказать, что Васудева в Его многократных экспансиях как Кширодакащайи-Хари как СверхДух или ПараБрахман вечно состоит в любовной взаимосвязи (бхакти-йоге) с Кширодакащайи-Харой как СверхДушой или ПарамАтмой, эмоциональной составляющей Абсолютной реальности.
Ключевой момент в Сознании Абсолюта (Саттвы) и Его Абсолютной Истины (Таттвы) - это бытие Татастха-щакти или Пограничной духовной энергии. В контексте Психологии Расы Антаранга-щакти - это по сути Радха-Кришна-Таттва, т.е. бхакти-йога (любовная связь или Парама-Сва-Тантра) Радхи и Того Кришны, имя, форму, качества и игры которого Радха вечно творит Своей Любовью, Своей Таттвой, т.е. внутренней природой наслаждения Бога. Татастха-щакти же - это способ бытия Абсолюта и Абсолютной Истины, посредством которого уже Сам Щактиман Кришна творит высшую меру Щакти Хары или безумного Верховного любовного экстаза Своей Богини Радхи. Это проявление инстинкта Хары, имеющего природу Абсолютной независимости (Йадриччхайа) даже от Самого Бога или энергии Читта-видравини-акарщини-Щакти, берущей в Свои оковы Волю (Иччха-щакти) Кришны, обуславливающей Его и растапливающей Его Дух.
В свете Гаура-таттвы можно понять, что Щактиман Кришна, уже как вечность пребывая в умонастроении Великого Бхакты (Слуги) – самом приятном Своём умонастроении, совершает Маха-йагью, принося Себя, всю Свою духовную силу (Балу), Свой ПараБрахман в жертву Своей возлюбленной Щакти Харе, Своей ПарамАтме. Для чего? Для того, чтобы выразить Ручи (вкус) Её трансцендентного переживания к Нему (вкус маданакхьи-махабхавы) во всей его глубине, во всём вкусе и всей силе. Но приносит Он Себя в жертву Харе уже посредством Татастха-щакти, которая в совокупном Великом пределе БЕСЧИСЛЕННОГО множества дживатм, её образующих, кульминационным образом персонифицируется в личности Ананги маньджари, вечной младшей сестрёнки и самой интимной служанки Своей Госпожи Гаури, в которую Ананга влюблена настолько же сильно, насколько Сама Гаури влюблена в Щьяма – т.е. по-женски безумно...
Таким образом, через архетип Сознания Ананги Маньджари, являющейся внутренней энергией наслаждения Баларамы, самого величайшего Слуги Хари, Сам Щактиман Хари, поддерживаемый Сандхини-щакти, уже как вечность производит бесконечный акт Маха-йагьи или вечного любовного жертвоприношения Самого Себя Своей внутренней энергии наслаждения Хладини-щакти, персонифицированной в Щакти Харе. На самом деле "вес" сознания джива-таттвы по сути такой же, как и "вес" Сознания Щакти-таттвы, с той лишь разницей, что массы духовного знания, т.е. Бху или Самвит-щакти дживатме выделено столько, насколько близка её ахлада-щакти, т.е. душевная организация или вкус экстатического блаженства ко вкусу экстатического блаженства Хладини-щакти Самой Радхарани, иначе говоря, насколько душа является харанугой, т.е. насколько она следует бхаджана-пранали (сокровенному служению) Ананги маньджари.
Итак, поскольку Раса маньджари Ананги такова, что она, заворожённая сладчайшим вкусом безумного любовного блаженства (темнейшими, сокровеннейшими интимными областями души) своей Госпожи Бхагавати, полностью, без остатка жертвует в Гаура-лиле своим личным блаженством, своей душой (атмой или ахлада-щакти, проявленной в духовной яви) ради СверхДуши Самого Бога, ради Хладини-щакти Радхики, постольку Брахмана, т.е. Бху или Самвит-щакти, иначе говоря, духовного знания об интуитивном восприятии ПарамАтмы, т.е. Нила или Хладини-щакти Ей выделено в соответствии с этой духовной жертвой - вся Бала Щактимана Кришны.
Очевидно,что спиритуалистическая диалектика "работает" так, что Ананга Маньджари, повинуясь Инстинкту Хары и уже как вечность назад провалившись в безумных бхавах, в экстатических мечтах своих в мистические грёзы Кришны, в йога-нидру, является в этом сакральном сновИдении Бога Тем, в Ком запечатлена вся Бала, т.е. вся Духовная сила Любви Радхи к Кришне – персонифицированной Абсолютной Истины к персонифицированному Абсолюту, является Тем, Кто имеет статус Властелина или Щактимана Бху или Самвит-щакти (трансцендентной Раджо-гуны и познавательной потенции Бога), является Тем, через кого спонтанно, в силу Самой Себя проявляется Абсолютная Истина Любви Радхи к Кришне или сватах-сиддха-джняна, является Тем, в Ком идеальным образом отражёна вся мудрость принципа Гуру-Сварупа-Таттвы, иначе говоря, является Господом Нитьянандой-Баларамой, изначальным и вечным духовным учителем, авадхутой, несущим в Себе ясный свет самой высокой тайны бхакти-йоги, дающим испытать самый глубокий, самый насыщенный, самый тёмный Её вкус.
Что ж, теперь в контексте Психологии Расы предельно отчётливо видно, какая роль отводится Пограничной области Сознания Хари-Хары, обасти Татастха.
В Святых Писаниях говорится, что в дживатме скрыты духовная потенция ахлада-щакти (блаженство Любви к Богу или йагьи) и духовная потенция самвит-щакти (знание о Любви к Богу или о йагье). Это свидетельствует о том, что когда душа (маньджари), относящаяся на самом деле к области Щакти-таттвы, спит, и её сознание пребывает в области Татастха-щакти, т.е. когда атма ради того, чтобы получить необходимые для осознания Маха-йагьи самсакары, обусловлена авидьей (невежеством) и асмитой (ложным самоотождествлением с «Я» Кришны, которое олицетворяет Собой Баларама-Санкаршана), она, забыв о том, что её ахлада-щакти уже как вечность принесена в жертву Хладини-щакти, имеет инстинктивное желает реализовать свою личную потенцию блаженства – ахладу, которая на самом проявлена лишь в духовной яви Вришабхану-нандини (Радхи) и Враджендра-нанданы (Кришны). Пытается же реализовать дживатма или спящая маньджари свою личную премананду, т.е. своё блаженство (ахладу) в области Бахиранга-щакти, с т.зр. философии Бхакти – внешней или материальной сфере Сознания Хари-Хары. В конечном счёте же, после осознания достаточного для её пробуждения количества самскар (духовных впечатлений) спящая маньджари приходит к выводу, что вместо премананды она получает опыт лишь джадананды, ложного счастья – смертности, невежества и скорби.
В контексте Психологии Расы Бахиранга-щакти (материальная энергия) является на самом деле энергией самых сокровенных грёз (Йога-нидры) Щактимана Кришны, и в этой области Сознания Абсолюта все удивительные мечты и Кришны, и Радхи, и всего бесчисленного количества душ вообще так или иначе всегда реализуются, причём, всегда наперекор (вопреки) законам материального мира. В этом акте проявлен высший вкус диалектики спиритуализма.
Когда маньджари пробуждается ото сна во Враджа-дхаме и осознаёт себя как одну четвёртую часть самой себя, пребывающей в йога-нидре, т.е. сновидящей в Аударья-дхаме, она начинает воспринимать индивидуальную грезящую часть своего сознания (сердца) как бесконечно малый зеркальный сектор (хридайа-дарпану) всего безгранично Великого зеркала ПараБрахмана, поддерживаемого энергий Щри или Сандхини Васудевы, потенцией Его вечной экзистенции. Таким образом в результате психургической рекреации своего сознания (осознания своей индивидуальной сиддха-дехи, тела красоты во Враджа-дхаме, в Кришна-лиле и осознания своей индивидуальной сварупы, тела сострадания в Аударья-дхаме, Гаура-лиле) маньджари начинает видеть в себе, а точнее, в светлом зеркале своего сновидящего сознания (в одной четвёртой части всего своего сознания, т.е. в той части, которая пребывает в йога-нидре), как в чистом зеркале Аума, что весь мир Бахиранга-щакти является на самом деле ясным отражением ПарамАтмы или ПремаАнанды, т.е. отражением мира Нила или Хладини-щакти, проявляющей область самых глубоких, концентрированных и тёмных эмоциональных переживаний влюблённого ума её возлюблённой Бхагавати Хары, с которой вечно связан через Свою потенцию Чит, Свою Бху или Самвит-щакти – духовную интуицию, выраженную посредством Свайам-Пракаши, экстатической экспансии Баларамы или Сознания Калы, Вечного Времени – если рассматривать ситуацию с т.зр. спящей души) лишь Бхагаван Хари, а не сама она, на самом деле мечтающая лишь об одном – чтобы Хари и Хара были вместе в Своём трансцендентном «Мы», в Своей Парама-Сва-Тантре.
Итак, подведём итог всему сказанному...
В вышеописанной Мистерии Харануги или акте Маха-йагьи маньджари, во-первых, жертвует своим личным духовным блаженством – своей личной ахладой в вечной духовной яви Бога и Богини, а во-вторых, жертвует своей личной потенцией знания о Любви к Богу – потенцией Бху или Самвит-щакти, приобретаемой ею в области Татастха.
Таким образом, связь Кришны как Васудевы с этой потенцией, выделенной спящей маньджари в качестве её личной доли знания о Любви к Богу, прекращается. Атма больше не относится к сфере Татастха и не является категорией джива-таттвы. Теперь с миром Аударья-дхамы (Премананды), который спящей душой воспринимается как мир Деви-дхамы (Джадананды), связан через Свою потенцию Бху или Самвит-щакти (Чит), т.е. через Сознание Баладевы Сам Бхагаван Кришна (Сат). Теперь маньджари обретает свою вечную Сварупу в области Щакти-таттвы, а также обретает возможность интуитивно-мгновенное восприятия (познания) Абсолютной Истины, реализовывая в мире Аударья-дхамы принцип Гуру-сварупа-таттвы или Сознание Рамы.
В связи с возможностью такого восприятия, обеспечиваемого потенцией Чит, маньджари начинает воспринимать себя сновидящую (т.е. одну четвёртую часть своего полного сознания) в качестве чистого зеркала О(ау)ма, созданного потенцией Сат Васудевы, в котором в контексте Психологии Расы, как в олицетворённой Паратве, существуют в сакральной любовной взаимосвязи (Парама-Сва-Тантре) лишь отражённые, но чистые образы Самих Бхагавати Гаури (олицетворённой Таттвы, Тат) и Бхагавана Щьяма (олицетворённой Саттвы, Сат), лилы (любовные игры), вену (любовные желания), рупу (любовную формы) и прему (любовные переживания) которого, пишет, как на холсте Его вечного Духа, красками Своего экстатического любовного безумства Сама Его Душа, Радхарани…
Поскольку же Хара пребывает в глубоком обмороке от Своих невыносимых душевных переживаний, впечатления Её влюблённого ума хранит в тайниках своего Сердца Ананга маньджари, в глазах которой в полной мере отражена блаженная душевная боль Её Госпожи в связи с Тем, кто Её Сердцу приходится Богом…
Ведёт же рукой обессиленной и недвижимой Радхарани Духовная сила вдохновения Баларамы-Нитьянанды, в непревзойдённой мудрости которого запечатлена вся пронзительно-сумасшедшая девичья влюблённость Ананги в Хару, всё сопереживание Анангой своей Госпожи…
Называется же этот удивительный процесс – Према-Нама-Санкиртана Радхарани…
Ом Тат Сат
Комментариев нет:
Отправить комментарий