Translate

четверг, 22 ноября 2012 г.

Щедрые тайны диалектики аударьи



Блоги@Mail.Ru: Щедрые тайны диалектики аударьи



Иногда мы можем встретить следующее описание: "Гададхара пандит является воплощением сияния Щримати Радхарани." Действительно. Мы можем так сказать. Однако такое определение Его положения ни в коем случае не умаляет Его статуса, Его квалификации. Скорее - и с т.зр. раса-таттвы - наоборот. Попытаемся понять - почему.

Смотрите, что говорит о Гаура Хари Нарахари Саракара:

"Чаитанйа бхакти-наипунйа/кришнас ту бхагаван свайам/тайо пракаша декатра/кришна-чаитанйа учйате" - "Сваям Бхагаван Шри Кришна явился как Чайтанья, который есть бхакти-наипунья, вершина бхакти. Когда Кришна всходит на вершину бхакти, Он становится Чайтаньей."

В этом же смысле о Щри Чайтанье Махапрабху говорит и Гоур Говинда Свами:
"Кришна - Абсолютная Истина, адвайа-гьяна-таттва, Высшая Истина, парама-таттва. Чайтанья тоже адвайа-таттва, но Он обладает ещё и бхакти-найпуньей, према-бхакти - высшим проявлением бхакти. Если к Кришне добавить према-бхакти, это будет Чайтанья. Поэтому Щачинандана Гауранга - Высшая Абсолютная Истина, парама-таттва, Бхагаван, наделённый бхакти-найпуньей. (Гоур Говинда Свами, Вершина бхакти, гл. 4, Вершина бхакти).

Таким образом, можно понять, что если Гаура в Панча-таттве - это Кришна + бхакти-найпунья, према-бхакти Радхарани, т.е. тот же Бхагаван, Вишну-таттва - НО! - со вкусом Радха-бхавы, то аналогичным образом Гадай в Панча-таттве - это та же Бхагавати, та же Ади-щакти-таттва, переживающая экстаз кришна-вираха-видхуры (острой боли разлуки с Кришной в мадхурья-лиле), - НО! - уже с опытом  самриддхимана-самбхоги, с опытом ощущения совершенного единства с возлюбленным Пьяре Каной в связи с видением того, как Он чувствует до донышка Ее сердце, как Он пропускает через Себя Её боль.

Допустим, Гадай Гауре в аударья-лиле уже так не скажет, как говорит Радха - Щьяму: "Ах, ты, обманщик! Ты лжешь, что можешь понимать влюбленный ум женщины!" Нет эротического интимного флирта. Почему? Потому что это интим другого рода. Потому что Гаура для Гадая не возлюбленный лукавый плут Враджа, а любимый из Навадвипы, которому очень больно из-за Неё, Радхи, и который, являясь гением эмпатии, сильнейшим образом страдает, чувствуя трагедию Её любви также, как Она Сама - Свою. Потому у Гадая ярко выражено сострадание к Гауре, и в этом Её сопереживании боли Её возлюбленного, который, в свою очередь, сопереживает Её боль, у Гадая преобладает ощущение Их абсолютного единства. Т.е. у Радхики в аударья-лиле доминирует умонастроение (раса) Гаура-дасйи - полного предания Себя, как ученика, Своему Учителю. Такой, вот, любовный взаимообмен чувствами на уровне отношений бескорыстного служения ученика, щищйи, своему учителю, гуру.

С другой стороны Гоур Говинда Свами пишет: "кришна ванде джагат гуру - 'Кришна - гуру всей вселенной'. Но Сам джагат-гуру Кришна говорит: 'радхикара према-гуру, ами-щищйа ната'. (Ч.-ч. Ади. 4.124). Кришна, джагат гуру, Сам джагат-гуру говорит: 'Радхарани - Мой духовный учитель, а Я - Её танцующий ученик'. Сам джагат-гуру говорит: 'Радха-према - Мой духовный учитель, а Я - Её танцующий ученик'. Таким образом, гуру-парампара идёт от Радха-премы. Радха-према - гуру Кришны." (Гоур Говинда Свами, Вершина Бхакти, гл.3, Радха-према - высший гуру). Т.е. если в айщварья (расе беспрецедентного могущества и беспрекословного почтения) щактиман - это всегда севья или тот, кому служат, а щакти - всегда севака или та, кто служит, то в мадхурье (расе сладчайшей  красоты и интимной близости) мы можем видеть, как севйа и севака меняются местами.

И снова благодаря аналогии с мадхурья-лилой, зная, что Чайтанья Махапрабху - гуру всей вселенной, мы можем сделать вывод, что на самом деле в аударья-лиле Гададхара-према является гуру Самого Гауры, и гаудийа-вайшнава-гуру-парампара идёт именно от Гададхара-премы.

Вывод: Гададхара-дасйа - высший способ служения.

Кстати, у Гадая в аударья-лиле вовсе не аннулируется экстаз кришна-вираха-видхуры Радхики. Радха-бхава, опыт острой боли Ее разлуки с Кришной остаётся. Ведь Гадай также разлучён с Гаурой, как и вама-Радха (вийогини-Радха), и кама-Радха (самйогини-Радха) - с Кришной, когда Тот уехал в Матхуру, а потом в Двараку соответственно. Он вынужден оставаться с Ним в разлуке, дабы не сбивать Его умонастроения. Именно поэтому Махапрабху жил в Джаганнатха Пури, в Гамбхире, в маленькой комнатке в доме Кащи Мищры не с Гадаем (Самой Радхой), но со Сварупой Дамодарой Госвами (Лалитой) и Рамананда Раем (Вишакхой). Однако Гадай (Радхика) при этом пребывает в премананде, в севананде, в счастье, видя, что Её любимый полностью познал Её женскую природу, ощущая абсолютное единство с любимым, безупречное родство Её как души и Его как духа.

В свете гаура-вани мы можем видеть, как удивительный, завораживающий, болезненно противоречивый и потому невероятно сладчайший оксюморон расы в аударья-лиле достигает своего апогея, как вируддха-дхарма, сочетание двух противоположностей, под резцом  маданакхья-махабхавы Божественной Четы превращается в идеал бхаджанийи Абсолюта (того, что нас привлекает и вдохновляет в Нём), в бриллиант гармоничного противоречия. Как Кришна говорит в мадхурья-лиле о том, что Радха-према - Его гуру, так и Гаура жаждет служить Гадаю, культивируя Гададхара-дасью. Однако при этом Он не может находиться непосредственно и постоянно рядом с Гадаем, т.е. шкала вапух, непосредственной близости,  снижена до минимума, ибо теперь Говинда в образе Гауры полностью погружен в экстаз кришна-вираха-видхуры Радхи, в ощущение Её острой боли разлуки с Ним в мадхурья-лиле, а потому близость с Гадаем (Радхой) отвлекала бы Его от Его медитации и возвращала в статус Бога, Бхагавана. Да и Сама Радха в образе Гадая в высшей степени бережно относится к медитации любимого и ни в коем случае не хочет отвлекать Кришну от Его сопереживания Ее умонастроения, обращая Его внимание на Себя, отделённую от Него, и возвращая Его в статус Бхагавана. Так Гауре остается лишь вани - служение Гадаю на расстоянии и в разлуке, причём, в качестве последнего в очереди. Перед Ним - всё бесчисленное количество рупануг и харануг, прана и нитья-сакхи, маньджари Радхи, участвующих в аударья-лиле. Вот какова сакральная мотивация принципа даса-даса-анудаса.

Вообще можно понять, что в аударья-расе и экстаз тягучей сладости встреч с Кришной (кришна-милана-мадхура), который переживает во Вриндаване мула-Радха, Киртида-путри, и экстаз острой боли разлуки с Кришной (кришна-вираха-видхура), который переживает вама-Радха, вийогини-Радха, когда Кришна уезжает в Матхуру, представлены в кульминационном своем выражении. Это высшая степень выражения вищамритера-миланы, гармоничного единства яда (вищи) разлуки и нектара (амриты) встречи. С одной стороны нектар встречи явлен в своей наивысшей абагахе, форме высшего единения противоречия, форме самриддхимана-самбхоги: Радха ведь в образе Гадая видит, что Щьям в образе Гауры, богато одаренный Ее чувствами и переживающий Ее любовную трагедию, полностью един с Ней. С другой стороны яд  разлуки также представлен в своей наисовершеннейшей абагахе, наисовершеннейшем виде единения противоречия, в самриддхимана-випраламбхе: Радха в образе Гадая осознает, что разлучена уже не с плутом и обманщиком Щьямом, склонным к капатье, лукавству, но с Гаурой, который понимает на Собственном опыте всё несчастье Ее влюбленного женского ума, а это уже в мириады раз больнее для Неё.

Таким образом сиддханта гаудийа-ващнава-сампрадайи в свете гаура-вани объявляет аударья-расу царицей всех рас Абсолюта, а Гададхара-севу - идеалом премананды и севананды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий