Translate

четверг, 29 ноября 2012 г.

Интимный секрет сострадания







Радхайах пранайа-махима кидрищо - "Какова же любовь Радхарани?" (Ч.-ч. Ади, 1.6). Какова любовь Хары, Той, что ворует сердце Самого Хари?..

Вообще изначальное и чистое преданное служение, сварупа-сиддха-бхакти - это процесс спонтанного и непрерывного самопожертвования своему любимому Богу (ади-наяке, Тому изначальному, кому служат) всегда не смотря ни на что и во что бы то ни стало, причём, желанным образом и вопреки всякому здравому смыслу. С т.зр. материалистической психологии Вед любить, т.е. испытывать премананду - это значит "свихнуться", "слететь с катушек" и перестать пользоваться эгоистическим рассудком, основанным на материалистической философии Вед, потеряв страх и инстинкт самосохранения, а вмести с ними - свои честь, совесть и достоинства ради субъекта своей любви. И Радхика (ади-наика, Та изначальная, которая служит) теряет этот инстинкт каждую секунду. И вечно. Обретая Своё безумное счастье. И это Её маданакхья-махабхава.

Однако, порой, являясь гуру-васту, олицетворённой изначальной природой гуру Самого Кришны, Джагадгуру всего Творения ("радхикара према-гуру, ами щищья ната" - "Радхарани - мой духовный учитель, а Я - Её танцующий ученик." Ч.-Ч. Ади, 4.124) Радхика по-настоящему, совершенно серьёзно считает, что вообще ни капельки не любит Кришну. Считает, что у Нее нет даже капатья-премы, притворной любви. Кавираджа Госвами пишет: "дуре суддха према бандха, капата премера бандха, сехо мора нахе кришна пайо...". Т.е. Радхика в сердцах говорит: "Я не обладаю даже капата-премой, притворной премой, не говоря уже о чистой преме. Я не могу наслаждаться прекрасной формой Кришны, Его играми и качествами с помощью Своих чувств, поэтому все Мои чувства и Моё тело бесполезны. Моё тело подобно камню или засохшему бревну. Мне так тяжело, что я не могу наслаждаться Кришна-премой, и поэтому всё не имеет смысла." Она говорит это с глубокой печалью и называет Себя "хата бхагини", самой падшей.

И прямо тут же, переживая нахлынувшую волну праваса-вирахи (экстаза нещадной тоски в разлуке со Своим Пьяре, Своим Любимым), Она может испытать в сердце и во всём теле острую и ноющую боль (вираха-видхуру), туманящую Её рассудок. Таков оксюморон Радха-премы. Такова рахасйа. Тайна изначальной любви.

С т.зр. материалистической морали, правил нравственного поведения, утверждённых Ведами, Радхика - самая падшая, бесстыжая негодница, непутёвая блудница, каланкини, опороченная Кришной, Своим лукавым любовником, женщина. Так считают и Джатила, мать Абхиманью, так называемого мужа Радхики, и Кутила, сестра Абхиманью. Фигурально выражаясь, можно сказать, что Хара является Богиней целомудрия лишь потому, что Она, желая Кришну всегда, не способна жить без Него - Верховной Личности Бога, Бхагавана. Никогда не способна. Вечно. Ей жутко страшно без Хари. Она сразу начинает болеть. Телом и умом. И почти лишается рассудка, демонстрируя унмада-бхаву, и лопочет бред, демонстрируя удгхурна-бхаву. И даже если Кришны рядом нет 100 лет, Она предана единственно Ему одному. Она живёт в трауре. И Абхиманью, Её так называемый муж, знает об этом...

С другой же стороны Хара, являясь началом и главой ветви вамья-бхавы (левого крыла гопи, крыла строптивых подружек Хари - в отличии от Его покладистых подружек крыла дакшина-бхава, которое возглавляет Чандравали), проявляя трансцендентный эгоизм паракийа-расы, испытывает невероятно волнующие и ревность, и обиду, и гордость, и гнев, если, к примеру, Кришна находится в кундже у Чандравали. Да, Радхарани - изначальный и самый великий философ и мистик, адвайа-гьяна-таттва, Высшая истина. Радха-према - гуру высшего уровня в гуру-парампаре. "Гуру васту нахи сунишчита" (Ч.-ч. Ади, 4.129). Однако, когда Её ум приходит в соприкосновение со Своим возлюбленным Пьяре Каной, Она теряет всякие самообладание и контроль, и Она проявляет все признаки как экзистенциального экстаза саттвика, так и беспокоящих симптомов санчари. Вся энергия бху- или самвит-щакти (трансцендентного знания) просто улетучивается. Она превращается в према-видрават-деха, в Ту, чьё тело плавится от любви. Она приобретает квалификацию "голой" хладини-щакти, качества чистого, сияющего (уджджвала), словно расплавленное золото (тапта-канчана-гауранги), наслаждения Хари.

Кстати, почему Кришна считает, что Радха-према в мириады раз могущественнее Его Кришна-премы, и почему Он принимает Её как Своего гуру? Почему полагает, что если Он не примет Её Своим гуру, Его желание не может исполниться, и Его жажда не может быть удовлетворена? Почему Он, словно нищий, према-бхикари, жаждет према-бхикшу и выпрашивает Её у Своей возлюбленной, умоляя Её даровать Её Ему? Почему просит: дехи пада паллава мударам дехи - "О, Радхарани, дай мне Свои лотосные стопы. Я прошу Тебя. Я молю. Я умоляю." Потому что Он видит, что Он, Бхагаван и мужчина, не сходит с ума от любви к Своей Харе, не способен лишиться от Своей любви к Ней Своего божественного рассудка, а Его возлюбленная женщина становится полностью сумасшедшей, просто напросто невменяемой от Своей любви к Нему.

Если у нас есть опыт страстной и глубокой влюблённости, случившейся с нами в материальном мире, мы можем помнить о том, что творилось с нами, когда мы по тем или иным причинам навсегда расставались со своими возлюбленными. Жизнь теряла смысл. В те минуты, часы или дни ничего не имело смысл вообще. И каждый раз мы считали, что лучше умереть, чем вот так существовать. В этой жуткой для нас боли. В таком состоянии у кого-то даже могли случаться суицидальные попытки. Однако в конце концов, как и всё, что связано с временными объектами материальных чувств, наше наваждение начинало постепенно проходить, и мы восстанавливались в своём так называемом здравом мышлении.

У Хары это наваждение не пропадает никогда. Оно у Неё постоянно и вечно. Причём, проникновенность, интенсивность и концентрация Её любовного наваждения постоянно увеличиваются. Каждый миг. Только представьте, если бы у нас длилась эта душевная боль 5-ть лет и все нарастала и нарастала бы?.. А если бы эта боль щемила бы наше сердце и выворачивала бы наш ум всё сильнее и сильнее 10-ть или 20-ть лет?.. Мы готовы к тому, чтобы такая боль длилась вечно, нарастая и нарастая каждый миг?..

На самом деле такая мучительная, нечеловеческая боль уравновешивается лишь невероятно сладчайшим вкусом самопожертвования. Вкусом йагьи. Когда есть такая йагья, душа готова даже на вечную разлуку с субъектом своей любви, готова вечно испытывать бесконечные муки острой боли разлуки (вспомним 8-ой стих Щри Щикшаштаки). Когда Враджендра-нандана рядом, в Гокуле или Вриндаване (даже если Он в какой-то момент в кундже у Чандравали), мула-Радха (Киртида-путри) может проявлять и ревность, и гнев, и гордость, и сомнения, и зависть, и обиду. Но когда Мадхурещи-Кришны нет рядом, когда Он оставляет Её, уезжает в Матхуру на неопределённый срок, Она, вама-Радха (вийогини-Радхика), сходит с ума. Навсегда. И это выглядит как какое-то проклятие. Можно сказать, что это "проклятие" маданакхья-махабхавы. И больнее этого сладкого проклятия ничего нет.

Неофит может спросить: "Неужели во всех этих "отрицательных" эмоциях есть что-то приятное для женщины, для Радхи? Она, - может подумать мужчина-садхака, - получается, понимает, что любит только тогда, когда расстается с тем, кого любит. А при встречи с любимым испытывает какой-то "негатив" сплошной. Это выглядит как проклятие, какое-то..."
Однако в этом рассуждении кроется одна принципиальная ошибка. Радха любит Кришну не потому, что Ей это приятно делать. Она Его любит непроизвольно, спонтанным образом, потому что не может не любить и даже вопреки тому, что Ей очень больно Его любить. Такова изначальная женская природа чистой любви, от которой плавится ум и тело Гандхарвики Гаури. Природа мучительной сладкой премананды, боли любви.

В щрингара-расе есть все эмоции премы. Это вищамритера-милана. Вища, яд разлуки с любимым и амрита, нектар встречи с ним смешаны в "одном флаконе". Когда такая изначальная женщина как Радха любит Говинду, все переживания проявляются в Её уме по настоящему и в кульминационном своём выражении. Боль разлуки с любимым - это не какая-то вялая боль, пропущенная через сито рассудка. Не боль скомканной, усохшей любви, прити-щанкучиты, боль рассудочной любви, джняна-мищра-бхакти. Это квинтэссенция боли. Лишающая рассудка и жизненных сил. И это касается всех эмоций. И этот, как скажет неофит, "негатив" на самом деле возможно сносить лишь потому, что Её сердце отдано Её Прананатхе, Господу Её дыхания и всей жизни.

Да. Яд гордости, ревности, гнева, обиды, сомнений, страха и нектар желанного самопожертвования в "одном флаконе" вместилища (влагалища) Её ума. Это санатана-вируддха-дхарма. Вечная диалектика премананды. Лишившаяся стыда Радха живет вечно, надетая в Своих сокровенных мыслях и интимных чувствах, как йони - на лингам, на острие удивительной и умопомрачительно сладкой красоты Щьяма. Желанно проколов свое сердце, понимая, что это Ее погибель. В этом акте - кульминация гармоничного единства и борьбы трансцендентных противоречивых эмоций севананды.

Сидит в трепещущем сердечке Хары навеки стрела имени и образа Хари. Бередит Её сердечко память Его любовных игры, переживаний и желаний. И это трагедия вызывает у Радхики неуёмное ликование, безудержную радость... И так мучительно сладко от этого... И так течет жизнь. Сочится любовь из раны души. Течёт поток любви по руслу истинного времени, чит-калы. И это реальность балахары. И при этом Мадана-мохана-мохини, ащрайа, истина Хари, сосуд изначальной премы, с переливающимся через край нектаром невероятного сострадания (в Её исполнении представляющим собой читта-видравини-акаршини-щакти или ту энергию, что растапливает сердце Хари и тем и привлекает Его) неумолимо алчет того, чтобы все девушки (души), потеряв стыд и целомудрие свои, были бы надеты сердцем своим, как йони - на лингам, на острие сладчайшей красоты Щьяма, чтобы все девушки (души) испытывали бы такую же любовную сладкую муку, какую испытывает Она Сама. И это сокровенное, глубоко интимное желание Хары в мадхурья-расе является тайным мотивом Её према-нама-санкиртаны, фундаментальной мистифицирующей основой аударья-лилы Щри Щачи-нанданы Гаура Хари.

Щьямасундара, свайамрупа-расараджа, покрытый эмоциональными переживаниями маданакхья-махабхавы Радхики, пожизненно, т.е. навеки погружённый в них и представший в образе Гауры, глубоко переживает не только кришна-вираха-видхуру - экстаз той же острой боли разлуки с Кришной, который переживает Сама Радхика, но также, словно безумец, не различая, кто достоин того, кто нет, танцуя танец харинама-санкиртана-йагьи, расплёскивает, словно взорвавшийся вулкан, по всему пространству аударья-дхамы - пространству йога-нидры, мистических грёз Маха-Вишну, горячую лаву интимнейшей тайны женской природы, природы невероятного сострадания Радхики, замешанного на бесстыдной жажде безумно и ненасытно влюблённой женщины отдать Своего единственного возлюбленного всем другим женщинам (душам, маньджари), дабы они, пожертвовав своим личным счастьем ахлады, счастьем личной севананды в духовной яви, на Голоке, пережили то же самое счастье единения с любимым, что переживает и Она Сама - счастье хладини-щакти.

Так мадхурья-раса, наполняя собой лоно вечной духовной яви Абсолюта, в конце концов доходя в этом процессе до своего апогея, выплёскивается через край и проливает себя безграничным океаном Радха-расы-щуддха-нидхи в бескрайнее измерение фантастической мечты Кришны, Радхи и каждой души (маньджари) вообще, в аударья-дхаму, расширяясь до бесконечности и удовлетворяя сакральные желания всех и каждого...

Таков эзотерический смысл аударья-расы и аударья-лилы Гауры, Гадая и Нитая.

Клииммм Харайа дхиимахи...

Комментариев нет:

Отправить комментарий