"Идея Верховного Существа как вриндаванского Кришны — наивысшая, - пишет Щридхара Свами в "Щри Гуру и его милость", - так как красота превосходит всё. Красота выше всяких величия и мощи. Верховная власть принадлежит не физической, психической, интеллектуальной или какой-либо другой силе, а красоте и любви. Абсолютное благо — это абсолютная красота, и ей принадлежит абсолютная власть. Милость выше справедливости."
Однако на самом деле выше идеи Верховного Существа как вриндаванского Кришны - это идея навадвипского Гауры, так как сострадание превосходит всё. Сострадание и милосердие выше даже красоты, не говоря уже о величии и справедливости. Сострадание - высшая бхаджанийа, как пишет Джива Госвами в Бхагавата Сандарбхе, т.е. то, что способно вдохновить нас на служение Богу. Верховная власть принадлежит именно великодушию. Абсолютное благо - это абсолютное великодушие, и ему принадлежит абсолютная власть. Милость выше не только справедливости, но и красоты.
Щридхара Махарадж пишет: " И Гаура-, и Кришна-лилы выше всего на Голоке, но если мы достаточно смелы, чтобы утверждать, что Гаура-лила, благодаря своему великодушию, благодаря тому, что она сама себя раздаёт, выше Кришна-лилы, то Гаура-лилу нужно считать более важной. С такой точки зрения она превосходит Кришна-лилы. И если держаться этой линии очень строго, то мы, конечно же, отдадим предпочтение проповедующей части вайшнавов, считая, что они выполняют самый благотворный труд во вселенной (лока хитайа ча): “Проповедники удачливей, потому что через них Кришна старается освободить множество падших душ”.
Относительная точка зрения может выражаться таким образом: “Гаура-лила выше Кришна-лилы. Почему? Потому что Гаура-лила широка и всеобъемлюща — она доступна каждому. В Гаура-лиле Кришна раздаёт Себя падшим”. Это нечто, дополняющее Кришна-лилу. Затем, если мы видим, что кому-то выпало счастье стать представителем Господа, спасающим падшие души, то можем проникнуться к нему большим почтением. Если мы полагаем, что Кришна лучше, когда Он проповедует, чем когда играет в Собственном кругу, то нам будет из-за чего считать проповедников более удачливыми. Естественно, что мы будем отдавать предпочтение проповедникам, которые принесли нам сознание Кришны. Кришна выбирает некоторых преданных в качестве Своих представителей, и они проповедуют Его падшим душам. И в нашем нынешнем состоянии, для нас это желательнее. Поэтому, если наши взгляды развиваются в таком направлении, то мы, конечно, можем сказать, что такие, как мы, падшие души должны обращать больше внимания на тех, кто служит причиной нашего освобождения. В перспективе же высшей реальности, считать, что одни представители Господа предпочтительней других, потому что у них яснее видны черты великодушия, значит придерживаться относительного взгляда."
Однако, смотрите, дорогие бхакты, что пишет Щри Щримад Гоур-Говинда Свами Махарадж в "Береге разлуки" (гл. 4, "Соединённый образ Радхи и Кришны", ч. "Спелый плод", стр. 75):
"Ачарьи приводят пример зелёного и спелого манго. Пока манго не созрел - он зелёного цвета. По мере того, как плод созревает, его цвет меняется. Когда же он полностью созревает, его цвет становится жёлтым. Так и Щьямасундара становится Гаурасундарой. Когда Кришна - Щьямасундара, плод ещё не созрел, но когда плод полностью созревает, цвет изменяется, и тогда является Гаурасундара. Почему Щьямасундара становится Гаурасундарой? Потому что в Щьямасундаре плод не зрелый, тогда как в Гаурасундаре плод уже совершенно спелый. Это уннатоджджвала щрингара-раса. Самая возвышенная услада супружеской любви. В незрелом состоянии Он - Щьама, а в зрелом - Гаурасундара. Потому мы говорим: "Может быть, там и есть Щьямасундара, но если там нет Гаурасундары, мы не пойдём туда, потому что в таком случае плод ещё не созрел." Во всех храмах гаудийа-вайшнавов есть Радха-Щьямасундара, но там же должен быть и Гаура. Иначе мы не пойдём туда, потому что плод ещё не созрел, не достиг своей полной сладости. Мы же желаем спелого плода, нектарной сладости, и это - Гаура. Так что во всех храмах гаудийа-вайшнавов, где установлены Радха-Щьямасундара, должен быть и Гаура. Такова гаудийа-вайшнава-сиддханта."
Смотрите, дорогие садхаки, какие выражения употребляет Щрила Щридхара Свами. Каким образом он строит свои предложения:
"... но если МЫ ДОСТАТОЧНО СМЕЛЫ, чтобы утверждать, что Гаура-лила, благодаря своему великодушию, благодаря тому, что она сама себя раздаёт, выше Кришна-лилы,.."
Ерунда какая. Это факт духовный, что аударья-лила в контексте раса-таттвы выше, чем кришна-лила, а Махарадж говорит: "... если мы достаточно смелы,.."
Затем: "Это нечто дополняющее Кришна-лилу."
На этот счёт Гоур-Говинда Свами в "Вершине бхакти" (гл. 4, "Вершина бхакти") говорит весьма однозначно:
"Кришна - Абсолютная Истина, адвайа-гьяна-таттва, Высшая Истина, парама-таттва. Чайтанья тоже адвайа-таттва, но Он обладает ещё и бхакти-найпуньей, према-бхакти - высшим проявлением бхакти. Если к Кришне добавить према-бхакти, это будет Чайтанья. Поэтому Щачинандана Гауранга - Высшая Абсолютная Истина, парама-таттва, Бхагаван, наделённый бхакти-найпуньей."
Таким образом, можно понять, что согласно гаудийа-вайшнава-сиддханте Гаура-лила - это вовсе не нечто дополняющее Кришна-лилу, но совсем наоборот: именно при добавлении к Себе бхакти-найпуньи - высшего проявления бхакти, Кришна предстаёт как Гаура.
Затем: "Кришна выбирает некоторых преданных в качестве Своих представителей, и они проповедуют Его падшим душам. И в нашем нынешнем состоянии, для нас это желательнее. Поэтому, если наши взгляды развиваются в ТАКОМ НАПРАВЛЕНИИ, то мы, конечно, можем сказать, что такие, как мы, падшие души должны обращать больше внимания на тех, кто служит причиной нашего освобождения."
Смотрите, друзья, как высшая таттва - гаура-таттва - ставится в словах Махараджа в зависимость от обусловленного невежеством ума. Понятно, почему Щрилу Прабхупаду не радовала идея того, чтобы его ученики близко общались с его братьями в Боге. У них в сердце нет вкуса сострадания, великодушие и щедрости Гауры, не смотря на их знание щлок из бхакти-щастр. Потому, хотя они информированы о раса-таттве, очевидно, они не знают сиддханту.
Некоторые садхаки, да даже "старшие преданные" могут сказать, что, мол, конечно, они вовсе не сторонники поисков истины вне ИСККОН, но, мол, многие вещи, о которых пишет Щридхара Свами, очень разумны и практичны. Нам могут сказать, что, мол, мы живем не только в окружении врагов, что многие идеи, воодушевляющие нас, к сожалению, ложатся на ложное эго: лучшая религия, высшее служение и.т.д. И это, мол, нормально, что бы начать. Со временем, мол, мотивация должна измениться: мы это делаем потому, что это удовлетворяет гуру и Кришну, и не последнее - то, что нам это нравится делать: делая это, мы чувствуем счастье. Нам могут сказать, что, мол, что бы не считать себя лучше других, следует понимать и то, что проповедь - высшее служение в деле спасения обусловленных душ, и что на духовном уровне все заняты тем служением, которым наделил их Кришна, и не желают чего-то "высшего". С таким пониманием мы сможем совершать свое служение в настроении "тринад апи суничена"...
Однако ведь дело вовсе не в "лучшей" религии и "высшем" служении. Дело как раз в мотивации, о которой нам могут сказать. А мотивация чистых, искренних преданных - удовлетворить Кришну наилучшим образом. И сделать это возможно исключительно в аударья-лиле Гауры. Почему?
Вищванатха Чакраварти Тхакур в Мадхурья Кадамбини ("Восьмой поток нектара", стр. 67) говорит: "Карунья восседает на царском троне в самой сердцевине лотоса (Голоки)." Это значит, что именно ануграха (карунья)-щакти, которую проявляют души в аударья-лиле Гауры, приносит Господу максимальное удовлетворение. Именно с таким пониманием сиддханты мы сможем совершать своё служение в настроении "тринад апи суничена". Если же мы будем обращать внимание на речи тех, кто эту сиддханту нивелирует до якобы ОТНОСИТЕЛЬНОГО уровня понимания обусловленного ума, мы очень расстроим Щрилу Прабхупаду.
К тому же нам нужно очень хорошо осознать, что данный вопрос является ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ не только именно в философском аспекте гаудийа-вайшнава-сиддханы, но также и, так сказать, в её техническом аспекте. В комментариях к щлоке 13.43 Ади-лилы Ч.-ч. Щрила Прабхупада пишет:
"... говорится: щри-кришна-чайтанья радха-кришна нахе анья. Поклоняясь Щри Чайтанье Махапрабху, можно познать вкус любовных отношений Радха-Кришны. Поэтому НЕ СЛЕДУЕТ ПЫТАТЬСЯ ПОСТИЧЬ Радху-Кришну НЕПОСРЕДСТВЕННО, понять Их можно ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ Господа Чайтанью Махапрабху и Его спутников."
Также об этом говорит и Гоур-Говинда Свами Махарадж в "Береге разлуке" (гл.4, "Соединённый образ Радхи и Кришны", п. "Возлюбленные преданные Гауры", стр.78):
"Не приняв прибежище лотосоподобных стоп гаура-прия-джан, возлюбленных преданных Гауранги Махапрабху, и не служа им, НЕ ВОЗМОЖНО ВОЙТИ во вриндавана-према-лилу Радха-Говинды. Да что говорить о том, чтобы войти, НЕ ВОЗМОЖНО ДАЖЕ НАЙТИ СЛЕДЫ этого Вриндавана, ибо это не так легко. ... Напрашивается вывод, что, только укрывшись под сенью лотосоподобных стоп удачливого вайшнава, на которого бросил Свой милостивый взор Чайтанья Махапрабху, можно понять и найти Вриндаван."
Нужно хорошо понимать, что, выполняя наказ Щрилы Прабхупады сотрудничать в деле санкиртаны, мы обязаны проявлять толерантность, однако, когда дело касается ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ вопросов, мы должны быть крайне тверды в сиддханте и не заигрывать с оппонентами, проявляя ложную лояльность. В этом нет и не будет ничего честного, разумного и практичного.
Ом Тат Сат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий