Translate

четверг, 26 марта 2015 г.

"Бхакти как героизм или в чём радость Щрилы Прабхупады"



Дорогие друзья! Харе Кришна! Харе Рама! Вся слава Гуру и Гауранге! Вся слава Щриле Прабхупаде!

Я думаю, что сейчас уже многие смотрели и слушали лекции Вайшнава Праны Прабху (ВП) или Виктора Савельева. Так случилось, что он (не без помощи своего друга Видхаты Прабху или Вячеслава Сержантова, моего друга по интернету, на сайте ВК) познакомился и с моим творчеством. Я искренне благодарен ему, что в своих лекциях он ссылается на мои статьи и комментирует их. Низкий ему поклон... И я по-настоящему рад, что он вдохновлён идеей моего творчества.

Однако.., послушав его последнюю лекцию (Рейтинг 2 - Богоугодничество) от 21.03.2015, в которой он также ссылается на меня в контексте своих размышлений и комментирует мою заметку "Гений Щрилы Прабхупады", я был на самом деле очень огорчён за него...

Дело в том, друзья мои, что рассуждения ВП Прабху относительно текста моей заметки свидетельствуют о грубейшем нарушении диалектики любви. Его смещение акцента на истину как именно на ту "голую" любовь, которая якобы свободна от поддержки системы, - это, своего рода, детская болезнь "правизны", какая была в своё время у Бухарина. Была детская болезнь левизны у Троцкого, о которой писал Ленин. Суть её в том, что революционеру разумно будет плотно взаимодействовать с буржуями, строя коммунизм. А была болезнь "правизны", у Бухарина, который считал, что революция - это уже идеал, что её идея полностью самодостаточная, и революционеры ни в коем случае не должны привлекать буржуев к ней, только рабочих и крестьян, потому что якобы буржуй изначально является предателем.

В данном случае в рассуждениях ВП Прабху я и наблюдаю подобную болезнь "правизны". С моей точки зрения это гипертрофированное восприятие диалектики любви. Если мы принимаем за аксиому то, что восприятие реальности как милости Бога является единственным адекватным восприятием, то значит мы не можем с необходимостью не согласиться с тем, что феномен системы также является проявлением Его милости. Это естественный, напрашивающийся, самоочевидный вывод (как сказали бы пандиты, это сватах-сиддха-джняна), в связи с которым сразу напрашивается разумный вопрос: а зачем необходима такая милость честной и смелой личности?

Видхата Прабху, комментируя мою заметку "Гений Щрилы Прабхупады", писал мне: "Думаю, что для того, чтобы "нектар бхакти смог бы течь от сердца к сердцу", система не нужна. Нужно всего лишь 2 сердца: одно - искренне жаждущее и второе - горящее любовью. Он писал: "В системе встречаются только умы людей. Встречу сердец же организовывает Сам Господь, Лично. По милости Своей." Об этом по сути говорит и ВП Прабху в своей лекции, комментируя мою заметку.

В свою очередь, я ответил Вячеславу Сержантову так: "... на самом деле всё существует по милости Гауранги. По Его милости существует и система. Как средство для встречи махабхагаваты и искреннего бхакты."

Что это значит?..

Это значит, что система необходима для искренне ищущего истину, честного и смелого человека. Она необходима ему затем, чтобы он в конце концов смог ОТКАЗАТЬСЯ от неё, чтобы он смог, совершив героический поступок в своём сердце, также совершить свой героический поступок и во внешней реальности, подтвердив свою решимость получением от системы обратной связи - (тотальной или частичной - в зависимости от обстоятельств) анафемы как подтверждения его правильного с т.зр. чистой бхакти решения. В этом заключается секрет диалектики любви.

Тем самым, система как инструмент Маха-майи служит НЕОБХОДИМЫМ средством для проявления удивительной и непостижимой чистоты любящего сердца, всецело пребывающего под влиянием Йога-майи. Т.е. посредством механизма Маха-майи, или системы, Верховная Личность Бога наглядно демонстрирует миру величие любви Своих бхакт. Как говорит нам Чхандогья-упанишада (8.13.1): щйамач чхавалам прападье, щавалач чхйамам прападйе или "через чёрное в полной мере проявляет себя белое, через белое - чёрное."

Именно поэтому Иисуса казнят, распиная на кресте, а Харидаса Тхакура избивают палками на 22 площадях, а они, эти герои, эти личности не от мира сего, иначе говоря, люди не от системы, а от Бога, на это отвечают системе тем, что благословляют своих палачей премой. Это их обратная связь на анафему системы. Таков принцип диалектики любви. Иначе героизму настоящих бхакт не проявиться. ТОЛЬКО благодаря системе такое происходит. В этом смысл понятия "опосредованно", а не в его якобы неполноценности. Всё полноценно на самом деле, если это служит бхакти.

Поэтому я и писал в своей заметке "Гений Щрилы Прабхупады", что система согласно живому принципу диалектики любви НЕОБХОДИМА тем личностям, которые имеют внутреннюю непреодолимую жажду выйти из-под гнёта системы, т.е. которым предназначено Богом совершить желанный подвиг, через которых Бог хотел бы явить миру одну из сокровенных тайн любви и которым Бог доверил явить эту тайну.

Однако сами по себе, независимо ни от кого, эти люди тоже не возникают. Безусловно, у таких людей в сердце уже звучит безапелляционная вера в бескорыстную любовь. И это вдохновение, как пишет Вищванатха Чакраварти Тхакур в Мадхурья Кадамбини, называется свабхавика. Но чтобы это звучание переросло в песню, которой предназначено раскатиться волной по всему миру, такому человеку необходим истинный Гуру, Махабхагавата, который феноменом своей неподдельной жертвенности Абсолютной Истине Бога ещё сильнее заразит этого честного и смелого человека, вдохновит его и натянет струну его сердца, и тронет её, чтобы она запела. И это явление бхакти носит название баладутпадита или передача нектара бакти от сердца к сердцу.

И, вот, когда такое происходит, человек, в чьём сердце уже живёт вдохновение и непоколебимая вера в любовь, ПОСРЕДСТВОМ отказа от религиозной системы (христианской ли, или системы МОСКа, или любой другой) совершает подвиг. Он становится полностью свободной от системы личностью в глазах Бога, в глазах существ системы (которые теперь его боятся, ну, или в любом случае побаиваются - в зависимости от ситуации), в глазах тех, кто его любит, а также и в своих глазах. Анафема системы как её обратная связь такому челу, а также его благословение системе как его обратная связь ей являются двумя сторонами одной конвертируемой в сфере бхакти монеты, которой чел платит Господам Садащиве и Нитьянанде на Их "рынке любви" за чистое Святое Имя, иначе говоря, являются критерием того, что личность готова дарить бхакти от сердца к сердцу, готова к према-нама-санкиртане Гауранги.

В свою очередь, мне очень хотелось бы сделать акцент именно НА СОЦИАЛЬНОСТИ героя према-нама-санкиртаны. ВП Прабху всё время говорит о тотальной независимости настоящего героя-бхакты. Но это только один аспект его характера. Если рассматривать лишь его, то как таковой он может послужить неблагоприятную службу в плане восприятия реальности Бога, и у нас может сложиться ложное впечатление о том, что бхакта - это одинокий мудрец, которому никто не нужен. В таком подходе есть настроение мокши или желания свободы от рабства системы.

Однако любящая душа УЖЕ свободна от гнёта Маха-майи. И, более того, она КРАЙНЕ нуждается в КАЖДОМ живом существе системы. В этом проявляется её природа сострадания к страдающим от неспособности проявить бескорыстную любовь душам. И на самом деле именно за этим (как я и пишу в своих статьях) каждая душа и приходит в этот материальный мир: мы все в глубине своего сознания жаждем проявить для Кришны сострадание Радхарани, отразив эту щакти, эту способность, в зеркале своего сердца. Поскольку нет ничего более вкусного для Кришны, чем сострадание Его возлюбленной ХарЫ. Таков изысканный вкус Бога.

В заключении хочется обратить внимание на то, что секрет социальности героя-бхакты не в том, что он такой, вот, хороший человек общества. Вовсе нет. Причина его социальности духовная. Как и природа самого духовного счастья. Причина в том, что ананда души, её ЛИЧНОЕ блаженство, находится НЕ В НЕЙ САМОЙ. Её счастье находится В ДРУГИХ ДУШАХ. Именно поэтому в бхакти принято говорить не об ананде, а о СЕВАананде. Т.е. именно сева, СЛУЖЕНИЕ другим душам, делает нашу личную ананду нашей личной анандой. Без служения другим душам личность не может быть счастлива ПРИНЦИПИАЛЬНО, т.е. согласно психологии бхакти.

Потому, друзья мои, да здравствует героизм бескорыстных сердец, живущих В СЕМЬЕ МОСКа (как в теле Щрилы Прабхупады), и да здравствует трусливая система МОСКа! Ибо духовная революция совершается в сердце человека, и для этой серьёзной жизненной переоценки ему необходима система как средство совершения этой переоценки. Потому система МОСКа или асат-санга, как и СЕМЬЯ МОСКа или сат-санга, - это всё МИЛОСТЬ Гауранги и Щрилы Прабхупады. В том и заключаются его диалектическая мудрость и его гений, что он, организовав систему МОСКа, дал тому честному и бесстрашному бхакти-челу, на которого он надеялся, совершить подвиг любви и войти В СЕМЬЮ МОСКа.

ЩП писал в предисловии к английскому изданию БГ, что, если благодаря его труду появится даже хотя бы один чистый преданный, он будет считать, что их миссия с его Гурудевом удалась, и он будет удовлетворён...

Где же вы, герои-бхакты, готовые быть проклятыми системой и тем порадовать Щрилу Прабхупаду?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий