Хочется коснуться вопроса понимания культуры айщварья-бхакт и самой концепции айщварьи. Некоторые садхаки вполне серьёзно полагают, что квалификация айщварья-бхакты состоит якобы в том, чтобы полностью оградить себя от переживаний боли разлуки, чтобы быть радостными и удачливыми. Однако это некорректное представление. Это чисто эгоистический взгляд. Нельзя сказать, что это айщварья. Это просто чистой воды эгоцентризм. Т.е. это просто квалификация каништха-адхикари. В таком понимании внимание севаки обращено не на удовлетворение чувств Лакшми и Вишну, но на себя. Желание "оградить себя от переживаний боли разлуки" - это просто адхикар (уровень сознания) неофита.
Возьмите, допустим, такого уттама-адхикари айщварья-бхакту как Нарада Муни. Хотя он имеет вкус поклонения Нарайане и всё время сконцентрирован на Его Имени, он в то же время полностью осознаёт, что Радха - гуру высшей квалификации, гуру-васту, гуру Самого Джагат-гуру Кришны и, допустим, когда Радха только явилась в праката-лиле на Земле у Киртиды и Вришабхану, он спешит провести церемонию поклонения Ей - конечно не в умонастроении полной мадхурьи (не именно как Киртида-путри, мула-Радхе, изначальной Радхе), но именно как Бхагавати (воспринимая лишь Её вайбхава-виласа экспансию), однако - так или иначе.
Или взять случай с таким уттама-адхикари и айщварья-бхактой как Уддхава. Хотя он, являясь учеником Брихаспати, не имеет квалификации кевала-расика-бхакты, представляющего чистую прему, но является джняна-мищра-бхактой, представляющего прити-щанкучиту (съёжившуюся от знания любовь), как говорят о нём сакхи Радхики, когда он приезжает во Вриндаван по просьбе Дваракещи-Кришны, он, сталкиваясь с Радхарани, видя Её према-унмаду (любовное безумие) и слыша Её према-удгхурну (любовный бред), вообще начинает мечтать и молить о том, чтобы стать травинкой во Врадже, дабы иметь возможность нести на себе пыль с лотосных стоп гопи, гуляющих в кунджах с Радхарани.
Некоторые думают, что айщварья-бхакта - это тот садхака, который обладает и культивирует в себе вкус радостной деятельности и желает преподносить этот вкус Кришне. Однако нужно хорошо понимать, что на самом деле в этом желании скрывается корыстный мотив, потому что внимание такого садхака на самом деле обращено не на Верховную Личность Бога и Его Богиню, но исключительно на себя, т.е. удовлетворить он на самом деле хочет не чувства Вишну и Лакшми (тем самым и самому быть удовлетворённым в своём служении), но свои личные чувства. Складывается впечатление, что такой "герой" преподносит Кришне то, что в начале пробует сам, предлагая Кришне прасад от себя. :-)
Безусловно, преданный, айщварья-бхакта, находящийся с Господом в отношениях щанта- или дасья-расы, трепещет только при одной мысли, что он может стать другом Кришны. А преданный в ватсалья-расе (мадхурья-бхакта) будет приходить в замешательство от мысли, что Кришна может стать его мужем. Преданный же в свакийа-расе (вкусе узаконенного супружеского взаимообмена любовными переживаниями) не способен понять завистливый гнев (ману), упрямство (вамья-бхаву) и другие настроения паракийа-расы. Однако так или иначе, думает ли бхакта о Кришне как о всемогущей и вездесущей Параматме, думает ли он о Нём как о Господине, друге, старшем или младшем родственнике, муже или любовнике - в зависимости от того, какая бхава в нём доминирует (садхарани или начальная, саманджаса или развитая, самартха или совершенная), - он всё равно думает именно О НЁМ и об удовлетворении ЕГО чувств, а не о себе и об удовлетворении своих чувств.
Бхактивинода Тхакур в Према-прадипе, в гл. "Луч 10-й" пишет, что в щанта-расе присутствует только рати (стхайи-бхава), а вибхава, анубхава (ангика- и саттвика-), а также санчари-бхава не проявляются. На этом уровне садхака обращается к безличному Брахману. На самом деле это духовно безрадостное состояние сознания, ибо это не полноценная раса, а её подобие. Потому что это ещё не трансцендентный уровень анада-майи. Ибо это не севананда (премананда) в области чит-калы, где атма обусловлена йога-майей и полноценным образом проявляет свою духовную природу. Однако это уже и не джадананда. Не попытка извлечения эгоистического наслаждения из маха-таттвы в области джада-калы (ложного времени). Это брахмананда. Культ мукти. Предполагающий пограничное положение дживатмы в области татастха-щакти. Если душа культивирует этот уровень сознания, она в конце концов погружается в глубокий сон без кармических сновидений, в, своего рода, кому, состояние сушупти. Но в любом случае это состояние сознания тоже не вечное. Прерывается оно со следующим этапом творения материального мира, с новым выдохом Маха-Вишну. Душе, у которой на самом дне сознания, так или иначе остаётся жажда любить, жажда премананды, вновь даётся шанс, и она вновь включается в круговорот самсары, вновь погружаясь в состояние свапна, кармических сновидений, дабы, изжив все свои самскары и выстрадав способность сострадать, в конце концов пробудиться, осознав свою сиддха-деху в мадхурья-лиле и садхъя-деху в аударья-лиле.
Когда появляется вибхава, проявляется дасья-раса. Это уже уровень премы. Эта раса бывает двух видов: сиддха-дасья (совершенное служение) и уннати-гарбха-дасья (служение, в котором взрастает семя более возвышенных отношений). В сиддха-дасье присутствует только умонастроение слуги. В уннати-гарбха-дасье начинают входить ростки сакхьи, ватсальи и мадхурьи. Так же в других расах. В сиддха-сакхье према перерастает в пранайю (сильную привязанность), но ростки ватсальи и мадхурьи всходят лишь в уннати-гарбха-сакхье. В сиддха-ватсалье пранайа трансформируется в снеху (ещё более сильную привязанность). Но это раса никогда не развивается в мадхурью. Уннати-гарбха-ватсальи не существует. Т.е. в мадхурья-расу, в которой снеха концентрируется в ману, рагу, анурагу и махабхаву, переходят, минуя расу ватсальи.
Слушая эти законы преобразования раса-таттвы, можно подумать, что сиддха-деха, вечная форма души, её вечная сварупа якобы не постоянна, что сиддха-деха эволюционирует, развивается, устремляясь к высшей точке своего выражения. Это заключение казалось бы противоречит тому утверждению, что трансцендентная форма души неизменна. Более того, если в бытии чит-калы, которое вечно, уже, соответственно, прошло бесконечно количество времени, почему же расы всех душ не прогрессировали в высшую расу - в паракийю? Как же здесь разобраться?..
Ответ есть. На самом деле сознание духовной личности (атмы) - также, как Сознание Абсолюта вообще - ОДНОВРЕМЕННО выражает себя на трёх плато: плато айщварьи, плато мадхурьи и плато аударьи.
Айщварья-раса (план Вайкунтха-дхамы), включающая в себя щанта- и дасья-расу - это вкус поклонения Щри Вишну как величайшей и могущественнейшей Верховной Личности Бога, предполагающего непререкаемые почтение и благоговение, пиетет в полном смысле, а также предполагающее пожертвование "здравым смыслом" культуры атеизма. В этой расе доминирует философское восприятие Бога. Оно свойственно параништхита-садхакам, осознающим свою сиддха-деху, но находящим радость в культивировании в теле садхана-дехи вайдхи-бхакти-садханы.
Мадхурья-раса (план Голока-дхамы, Враджа-дхамы, Гокулы и Вриндавана), включающая в себя сакхья, ватсалья и щрингара-расу - это вкус служения Щри Кришне как Личности, обладающей Божественно сладостной красотой, за которой уже не воспринимается величие и могущество Бога, вкус служения, которое предполагает заботу, дружбу или интимную близость с Кришной, а также пожертвование "здравым смыслом" варнащрамы (вспомним игнор Радхи и гопи по отношению к женской чести, стыду, греху, ведическим правилам поведения в обществе, регулирующим принципам супружеской жизни). В этой расе доминирует любовное восприятие Бога как равного. Оно свойственно сваништха-садхакам, осознающим свою сиддха-деху и находящим радость в культивировании рагануга-бхакти-садханы в направлении бхаджанананди.
Аударья-раса (план Навадвипа-дхамы) - это вкус служения Щри Гауре как Личности, обладающей высшей мерой бхаджанийи (привлекательности, вдохновляющей душу на служение) - качеством божественного Слуги каждой души, самого великодушного и милосердного Слуги Бога, жертвующего Своим положением Бога ради пробуждения всех душ. Это вкус служения, которое предполагает сострадание ко всем спящим душам вообще без всяких рангов и регалий, а также пожертвование душой (маньджари) своим личным счастьем (ахладой) в вечной духовной яви, в непосредственной близости с Кришной в духовной яви Голоки ради того, чтобы явить высшую форму хладини-щакти Радхики - карунья-, ваданья- и адурья-щакти, тем самым, уняв боль сострадания Гауры и боль всех душ, страдающих в беспамятстве любви к Богу. Оно свойственно сваништха-садхакам, осознающим свою садхъя-деху в аударья-лиле и находящим радость в культивировании рагануга-бхакти-садханы в направлении гоштхъянанди.
Каждая духовная личность (атма, щакти-таттва) ОДНОВРЕМЕННО пребывает в этих трёх параллельных мирах своего сознания. Пример тому, допустим, Нарада Муни, Мадхумангал и Щривас Тхакур, кстати, как раз играющий роль бесконечно малой атмы в Панча-таттве. Нарада Муни, Мадхумангал и Щривас Тхакур - это одна и та же личность на трёх планах сознания - в айщварьа-, мадхурья- и адурья-лиле - соответственно. Аналогично и Щридама, старший брат Радхарани. Когда он был проклят на Голоке (в мадхурья-лиле) Радхой, он обрёл в мире йога-нидры Маха-Вишну форму Щанкхачуды, царя демонов. Это одна и та же личность, но проявляющая себя уже в айщварья-лиле. Мир йога-нидры, вечных духовных грёз занимает 1/4-ую часть сознания духовной личности. 3/4-ых части её сознания занимает мир вечной яви - Вайкунтха-дхама и Голока-дхама. Эти части сознания существуют также ОДНОВРЕМЕННО. В мире джада-калы сон человека и его бодрствующее состояние находятся в разных временных отрезках. В мире же чит-калы эти состояния сознания души существую рядом друг с другом в одно и то же время. Также как Кришна в одно и то же время находится и на Вайкунтхе, и во Врадже, и в Навадвипе, также и каждая душа в одно и то же время находится рядом с Господом и Его Богиней в этих трёх разных состояниях своего сознания.
Так вот. Из этого знания становится понятным, что план Вайкунтхи (айщварья-раса) и план Голоки (мадхурья-раса) - это один и тотже план духовной яви, выраженный в 3/4-ях сознания души. Если же мы говорим, что сгущение вкуса айщварья-расы ведёт к осознаю своей сиддха-дехи на плане мадхурья-расы, а сгущение вкуса мадхурья-расы ведёт к осознаю своей садхъя-дехи на плане аударья-расы, то это совсем не означает, что личность по мере эволюции расы навсегда покидает мир айщварьи или мадхурьи. Нет. Просто НА КАЖДОМ плато у души, кстати, как и Самого Господа, ОДНОВРЕМЕННО присутствует как устойчивый вкус ананды к соответствующей этому плато севе (соответствующему виду служения), так и горячее желание (лаульям), жадность (лобха) вкусить что-то ещё, нечто такое, особенное, чего на этом плато сознания не может существовать. Т.е. имеет место одновременно быть как сиддха-раса, совершенная или устойчивая раса, так и и уннати-гарбха-раса, развивающаяся. Таким образом, это по сути дела замкнутый круг.
Допустим, Вишну, Господь Вайкунтхи в аударья-лиле алчет боя. В этом Его жадность. Джая и Виджая удовлетворяют эту жадность Бога. Они не "падают" от проклятия Кумаров. Эти личности (щакти-таттвы) просто впадают в состояние йога-нидры, мистических грёз. В области татастха они, принимая статус джива-таттв, погружаются в сферу махат-таттвы и, желанным образом обуславливаясь маха-майей, принимают образы демонов в трёх перерождениях. Это лила. И Кришна, и души служат, таким образом, друг другу в любовном взаимообмене вира, героической расе, испытывая одновременно и полное счастье в этой лиле, и мечтая об ином, более концентрированном вкусе служения.
Далее. Нрисимха Дев жаждет насладиться счастьем сына на коленях Своего отца. Таким, какое испытывает Прахлада Махарадж у Него на коленях. Господь Рама в аударья-лиле жаждет испытать наслаждение вищрамбха-сакхья-расы. Он испытывал самбхрама-сакхья-расу, дружбу с почтением и благоговением. А хочет насладиться дружбой на равных, хочет служит друзьям в мадхурья-лиле, как Кришна. Также, являя Собой марьяда-пурушоттаму, идеал законника, Господь хочет испытать и вкус "греховного" служения Своим замужним любовницам в паракийа-расе. Такова жадность Господа Рамы. Про жадность же Кришны мы тоже знаем. Её описывает Кришнадас Кавирадж Госвами в Ч.-ч. Ади, 1.6. Это три желания - познать величие любви Радхи (аспект айщварья Её любви), познать сладость своих рупы, вену, расы и лилы глазами Радхи (Свой личный аспект мадхурьи) и познать счастье, которая Она испытывает, любя Его. Также есть 4-ая причина Его жадности. Желание вкусить сладость (аспект мадхурья) Её любви умами маньджари. Гаура же также имеет Свою жадность. Он жаждет вечно поддерживать состояние йога-нидры в 1/4-ой части Своего сознания, мир мистических грёз, в которых проходит аударья-лила. И Он жаждет бесконечно расширять эту лилу. И эта жадность проявляет Бога уже в айщварья-лиле через три Пуруша-аватары, творящие эка-пада-вибхути, космическое творение. Так замыкается круг...
В определённой степени человек прав, когда считает, что никаким сгущением айшварьи мадхурью из неё получить нельзя. Но лишь до некоторой степени. Потому что это сгущение УЖЕ ЕСТЬ. Оно УЖЕ присутствует в нашем сознании. Причём, не мешая существовать самому уровню айщварья. Аналогичным образом и уровень мадхурьи, и его сгущённое состояние - аударья - тоже существуют одновременно. Просто секрет в том, что, допустим, личности, маньджари, приходящие в мир аударьи, пока идёт процесс воспоминания своей сиддха-дехи в мадхурья-лиле и садхъя-дехи в аударья-лиле, проходят множество самскар как материального, кармического характера - переживая множество переоценок ценностей, так и духовного - переживая последовательно все расы от щанты до щрингары, затем осознание своей ахлады в Радха-дасье, затем осознание своей йагьи (жертвы своей ахладой) в мадхурья-лиле, а затем обретение возможности вкушать сладость хладини-щакти в Гададхара-дасье.
Ом Тат Сат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий