Translate

четверг, 20 декабря 2012 г.

Бхакти-врикша и мукти. Анализ негативной тенденции




Мой друг из Москвы, С.М., недавно начал ходить на БВ. И был очень огорчён. Дело в том, что ведущая БВ представляла идею Щрилы Прабхупады - призыв возвратиться назад к Богу - как идею весьма желательного культивирования мукти. Я замечаю уже давно, что в менталитете садхак ИСККОН очень сильно доминирует это умонастроение. В большинстве своём люди мечтают побыстрей освободиться от проблем материального мира. Причём, это сугубо корыстное желание трактуется как основной девиз Щрилы Прабхупады.

О 8-м стихе Шикшаштаки как буд-то вообще никто не помнит. Дошло до того, что некоторые "старшие" преданные, принявшие недавно саньясу, публично советуют медитировать именно на идею освобождения, выставляя её весьма благоприятной для духовной практики неофитов. БВ - это школа подготовки лидеров ИСККОН, лидеров миссии према-нама-санкиртаны Гададхары и Гауранги. Если ведущие БВ будут давать неофитам такое эгоистическое направление ума, то, по-моему, можно будет в дальнейшем забыть о крайне необходимом с т.зр. Щрилы Прабхупады процессе взбивания молока ИСККОН.

Другой мой знакомый из Москвы (Г.В. прабху), который тоже ведёт БВ, когда я обратился к нему с этим вопросом, ответил мне так (цитирую): "Боюсь, что слова санньяси были (как это нередко бывает) неправильно поняты. Либо фраза вырывается из контекста, либо подменяется собственной ануманой. Я с таким сталкивался."

Относительно мнения всех "новых" саньяси МОСКа говорить не стоит. Если же говорить, допустим, конкретно о мнении Ананты Кришны Госвами, то лично сам видел цитату из его лекции на странице у моей знакомой матаджи Е. в Контакте, в которой тот утверждает необходимость (почти что цитирую его) "вернуться на Голоку, чтобы там служить Кришне". Именно из-за этой фразы у нас с Е. и состоялся разговор, в результате которого - и это просто здорово! - она осознала, что этот мотив имеет полностью корыстную природу, в глубине которой скрывается желание мукти.

Матаджи Е. говорила, что именно этот вопрос разбирался у них на БВ (проявляется тенденция), и он был прокомментирован "старшим" преданным (ведущим), апеллировавшим к словам Ачалы прабху в определённом ключе, а именно, что якобы всем нам надо побыстрее вернуться на Голоку, чтобы там начать служить Кришне. Сама Е. в начале также полагала, что настроение вернуться в духовный мир с целью служить Кришне не является корыстным.

Я постарался доходчиво разъяснить матаджи Е., что на самом деле Щрила Прабхупада всегда вёл речь именно О СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ. Голока - это СОСТОЯНИЕ БЕСКОРЫСТНОГО СОЗНАНИЯ, и тот, кто действительно имеет желание бескорыстно служить Кришне, служит Ему ВЕЗДЕ. Где бы то ни было. Без оглядки на обстоятельства. Если мы находимся в состоянии непрерывного и бескорыстного служения - мы на Голоке, мы не зависим от места, времени и обстоятельств материального мира. Если же мы прежде хотим ПОПАСТЬ на Голоку якобы затем, чтобы служить там Кришне, то на самом деле за этим якобы духовным желанием скрывается банальный мотив освобождения. Именно таким хитрым образом - через завуалированную подмену приоритетов - сорняк концепции мукти произрастает на почве наших обусловленных эгоизмом умов. Потому, если мы будем ждать Голоку, то мы никогда так и не начнём серьёзно служить Кришне. Такой, вот, хитрый у нас ум.

Я извинился перед матаджи Е. за то слишком поучал её, но деликатно дал понять, что сейчас наблюдается определённая тенденция у садхак - думать таким образом, что надо бы побыстрее убежать на Голоку из материального мира. Я сказал, что меня это очень расстраивает, что очень горько, что люди так думают. К тому же, пояснил я, это абсурд: "убежать" на Голоку, мысля, как эгоист, не возможно.

В начале матаджи Е. попыталась полемизировать со мной, говорила, что, мол, на БВ ходят новички, и им, мол, сложно сразу осознать концепцию абсолютно бескорыстного мотива в служении. Потому, мол, ведущий так и сказал. Но я возразил ей, что как бы то ни было, ведь не просто так Господь Гауранга дал нам 8-ой стих Шикшаштаки, а потому в конце концов людям надо досконально разъяснять эти вещи, потому что, начиная духовную практику и получая подобного рода "благословение" от мыслящих подобным образом так называемых старших преданных, человек со "спокойной душой" привносит дурные привычки материальной жизни в процесс абхидхейи и в дальнейшем укореняется в подобного рода мировоззрении. Пагубность на лицо. В общем матаджи Е. поняла меня и согласилась со мной. Я же со своей стороны смиренно попросил её поднять этот деликатный вопрос на БВ и попытаться объяснить его так, чтобы даже новичкам стало понятно, что такое настоящая духовная жизнь. По крайней мере, чтобы они видели, какова цель. Прайоджана.

Г.В. прабху, когда мы обсуждали с ним этот вопрос по электронке, писал мне: "С одной стороны, идея мукти сама по себе не противоречит сиддханте, т.к. это именно то, чего от нас хочет Господь. Как у Наты Прабху: "Наша цель — возвратиться домой, в царство Бога, так Веды сказали..."

Я же, в свою очередь, ответил ему, что мне очень горько слышать от него, моего близкого друга, такие суждения...

Вообще если мы будем пытаться смотреть на духовное знание (апракриту), которое дают ачарьи, глазами материалиста, мы увидим всё в искажённом свете. Мы воспримем апракриту просто как некую информацию материального уровня пратйакши, парокши или, может, апарокши. И истолкуем её соответственно. Однако, как Прабхупада не раз напоминал, всё дело В СОЗНАНИИ, и в лекции по Бхагавад-гите в Лондоне 8 августа 1973 года он говорил: «Сознание Кришны есть адхокшаджа и апракрита».

В своей статье "Назад к Богу - это куда? или всё дело в сознании" (http://misteryharanuga.blogspot.ru/2012/11/blog-post_14.html) я поднимаю и тщательно рассматриваю этот наущный вопрос. Потому что уже давно в среде садхак ИСККОН культивируется представление основной идеи Щрилы Прабхупады - призыв возвратиться домой,  назад к Богу - как идеи желательного и благоприятного культивирования мукти. Честно говоря, очень странно наблюдать такое. Как вообще можно говорить, что мукти является приоритетом жизни преданного Радхарани и Гауранги? Нонсенс какой-то...

Да, можно цитировать Прабхупаду из его комментариев к Бхагаватам: "Когда он поймёт, что в этом мире нет ничего, кроме нескончаемой череды рождений и смертей, он начнёт стремиться домой, к Богу. Тому, кто попал туда, уже не придется возвращаться в материальный мир..." Или: "Образумившись, живое существо выбирает нивритти-марг, путь освобождения, и вместо того, чтобы скитаться по материальному миру, возвращается домой, к Богу. Вот цель, к которой должен стремиться каждый."

Однако нужно хорошо понимать, что, во-первых, Прабхупада говорил для материалистов, на их языке, а во-вторых, если уж мы - садхаки, надобно пытаться смотреть на текст через призму ДУХОВНОГО видения. Прабхупада не раз говорил о том, что Махат-таттва - это ДУХОВНОЕ облако. Это определённый оттенок бхавы в Сознании Кришны. "Назад, домой к Богу" - это значит назад через воспоминание В СОЗНАНИЕ Радха-Кришны. "Возвращаться же в материальный мир" - это значит возвращаться в материальное СОЗНАНИЕ, в материальное ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о Махат-таттве. Что же касается освобождения, то оно воистину возможно исключительно лишь в бхакти, ибо только севананда даёт полное мукти.

Беседуя о Нектаре Преданности во Вриндаване 3 ноября 1972 г., Прадьюмна пр. приводит цитату Прабхупады из этой его книги: "Те, кто занят чистым, преданным служением, смеются даже над  освобождением." Это стр.2 книги. И Прабхупада далее поясняет: "Чистое преданное служение немедленно освобождает от любых материальных страданий. Есть бхаджан, написанный Бхактивинодом Тхакуром: манаса деха геха йо кичу мора, арпилун туйа паде нанда-кишора /из "Шаранагати"/. Комментарий к этой песне таков: когда мы предаемся Кришне, пранаир артхаир дхия вача, то освобождаемся от любых тревог."

Таким образом, надо понимать, что освобождение - это именно освобождение от тревог, которые преследуют спящую душу, обусловленную эгоизмом. ЖЕЛАНИЕ же мукти - это ещё само по себе тревожное состояние ума, поскольку это корыстное желание, преследующее сугубо нашу личную цель. А, вот, если мы следуем чистому преданному служению, лишенному какого бы то ни было личного мотива (анйабхилашита-шунйам джняна-кармадй-анавритам), кроме нашего мотива практическим образом действовать исключительно на благо одного лишь Кришны (анукульена-кришна-ану-щиланам), то такой духовный ум свободен от материальных представлений о Махат-таттве и воспринимает её исключительно в связи с Радхарани и Кришной, а не с собой.

Прабхупада далее в беседе говорит: "Кришна обещает нам, что если мы станем на путь сознания Кришны, то ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами. «Я освобожу тебя от всех реакций твоей греховной деятельности». Это самая благоприятная деятельность. Это значит, что если Кришна возьмет на себя заботу о нас, то Он постепенно обучит преданного буддхи-йоге в преданном служении, чтобы он мог вернуться домой, назад к Богу, к Кришне."

Итак: "буддхи-йоге в ПРЕДАННОМ СЛУЖЕНИИ". Это самая благоприятная деятельность. А что это за деятельность такая в контексте гаура-вани, в контексте, который представляет своим примером Щрила Прабхупада соответственно своей пранаме? Это конечно же харинама-санкиртана. А где проходит харинама-санкиртана? Конечно же в мире вечных грёз Маха-Вишну, в эка-пада-вибхути. Именно здесь карунья-щакти, царица всех щакти Господа - как говорит Вищванатха Чакраварти Тхакур в Мадхурья Кадамбини, являет себя во всей красе. Именно здесь проявлена во всей полноте дайа-раса, раса удивительных (адбхута) милосердия (карунья), щедрости (ваданья) и великодушия (аударья) Гауры и гаураприйаджан.

Г.В. прабху писал, что (цитирую) "желание очиститься не является эгоистическим. С другой стороны, если мы подменяем цель мукти (служение) желанием не страдать, то это эгоистический мотив."

Друзья. Надо просто попытаться честно взглянуть на наши мотивы. Надо видеть, что на самом деле желание очиститься - это ничто иное как проявление тонкого материального ума, обусловленного ложным "я", эгоизмом. Истинное "я", т.е. духовная личность, ПРИНЦИПИАЛЬНО не может иметь такого желания. Это очень важный момент. Нужно очень хорошо понять, что желание бхакти, желание преданно, бескорыстно и непрерывно служить Богу относится к истинному "я", к истинной личности, к душе, т.е. к нашей настоящей, духовной природе, тогда как желание мукти - к ложному "я" и ложной личности, т.е. к природе материальной, с которой духовная личность отождествляет себя по недоразумению. Духовная личность в чистом сознании не может желать очиститься хотя бы  просто потому, что она УЖЕ чиста. Желание очиститься является изощрённой ловушкой Маха-майи уже хотя бы потому, что культивировать это желание можно до бесконечности, стараясь стать всё чище и чище своим сознанием, так и не начав бескорыстным образом служить гуру и Гауранге. Есть такой афоризм: "Желание высвободиться из ловушки эту ловушку только укрепляет."

Люди хотят на Голоку... Но нужно понимать, что бхакти - это отнюдь НЕ ЛИЧНОЕ желание увидеть Господа лицом к лицу. Такое желание - это - увы - тоже корысть. Очень тонкая. Потому что это НАШЕ желание. Бхакти же - это желание удовлетворять желания того, кого мы любим. А каково желание Кришны? Кем и чем можно удовлетворить Кришну? Конечно же исключительно Радхой и Радха-премой. Радхой и Её любовью. Это духовный факт, и если мы игнорируем его, мы - негодяи и лицемеры. Так как мы можем дать Кришне Радху? Кришна потому и принял умонастроение Радхарани, что хотел удовлетворить Свои сокровенные желания. И если мы не принимаем умонастроения Гададхары, словно тень, следующего за Гаурой, укравшим Его сердце и исполненным нектара удивительного сострадания Радхарани, то мы - лжецы, которые лишь на словах хотят служить Господу, а на самом деле желают лишь СВОЕГО, личного счастья, а не счастья Господа и Его Богини.

Да, можно сказать, что Верховный Господь, Его духовная обитель и живые существа относятся к категории санатаны, и, когда Верховный Господь и живые существа общаются друг с другом в вечной обители, — это высшее совершенство жизни, как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (2.10.6): муктир хитванйатха-рупам сварупена вйавастхитих. Абсолютно верно. Но! Во-первых. "Щри кришна-чайтанья радха-кришна нахе анйа. Поклоняясь Щри Чайтанье Махапрабху, можно познать вкус любовных отношений Радхи-Кришны. Поэтому НЕ СЛЕДУЕТ пытаться постичь Радху-Кришну НЕПОСРЕДСТВЕННО, понять Их можно только через Господа Чайтанью Махапрабху и Его спутников." (Ч.-ч. Ади, 13.43, ком. Щрилы Прабхупады). Во-вторых. "Кришна - Абсолютная Истина, адвайа-гьяна-таттва, Высшая Истина, парама-таттва. Чайтанья тоже адвайа-таттва, но Он обладает ещё и бхакти-найпуньей, према-бхакти - высшим проявлением бхакти. Если к Кришне добавить према-бхакти, это будет Чайтанья. Поэтому Щачинандана Гауранга - Высшая Абсолютная Истина, парама-таттва, Бхагаван, наделённый бхакти-найпуньей." (Гоур Говинда Свами, Вершина бхакти, гл. 4, Вершина бхакти).

Таким образом, необходимо хорошо понимать, что пресловутое Прабхупадовское возвращение "домой, назад к Богу" – это вовсе не возвращение на Голоку. Глупо думать, что Щрила Прабхупада культивировал у нас желание мукти. А ведь именно мотив освобождения от страданий материального мира прячется в желании возвратиться на Голоку. Безусловно, Прабхупада хотел развить в нас желание бескорыстно служить исключительно одному приоритету - приоритету бхакти. Потому прежде всего необходимо, чтобы каждая личность хорошо осознала, что счастливой в полной мере она может быть лишь на уровне чистой и самой возвышенной ступени бхакти, а именно - лишь в према-нама-санкиртане Гауранги и Гададхары, что она (душа, маньджари) пришла (как говорят, из духовного мира – в материальный мир, но на самом деле...) из мадхурья-лилы в аударья-лилу сознательно, дабы ради своей возлюбленной Хары удовлетворить чувства Кришны максимально возможным образом, проявляя высшую меру хладини-щакти - энергию сострадания к спящим душам.

Г.В. прабху выразил мнение, что, мол, я слишком сгущаю краски. Однако я ему ответил, что если краски и сгущаются, то это краски скорби по поводу глухой стены в умах садхак.

Г.В. прабху рассуждал: "Что касается желания очиститься, - писал он, - то именно оно приводит нас через абхидхею к сознанию души, а не ума, разума и ложного эго."

Смотрите, друзья, насколько некорректные вещи, порой, владеют нашим умом. Ведь к прайоджане, к сознанию души нас приводит исключительно такая абхидхейа, форму которой сформулировал Рупа Госвами в Бхакти-расамрита-синдху (1.1.11): "анйабхилащита-щуньям джняна-кармадй-анавритам анукулйена-кришна-анущиланам". Исключительно желание удовлетворять чувства Кришны, действовать исключительно во благо Кришны. Именно таково сознание души. Если же мы культивируем желание очиститься, которое имеет корыстную природу, то мы никогда не обретём сознание души. Это НАШЕ желание. Это не желание Кришны. Желание Кришны же таково, чтобы мы служили, НЕ ВЗИРАЯ НА СОБСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО ИЛИ НЕСОВЕРШЕНСТВО, чистоту или нечистоту. Служили даже ВОПРЕКИ собственной греховности. Собственным подонкам. Вот, что хочет Кришна. Абсолютного бескорыстия. Почему? Потому что лишь в таком умонастроении мы можем быть полностью счастливы. Быть же счастливым, желая очиститься, не возможно. Если мы этого желаем, мы будем вечно этого желать, но результата так и не дождёмся. Это порочный круг. Циркулюс витиозус.

Г.В. утверждал, что "вернуться домой к Кришне — это нормально, ибо Кришна этого хочет." Но можно понять, Кришна, исполненный природы любви, хочет - чего? - чтобы мы были счастливы. Т.е. чтобы душа любила бескорыстно и непрерывно. Потому что, как сказано в Бхагаватам (1.2.6), только бескорыстное (ахайтуки) и непрерывное (апратихата) служение может дать нам ощущение полного счастья. Кришна хочет нашего служения ВЕЗДЕ. Где угодно. Хоть в материальном мире, хоть на Голоке. Всё равно. Такова должна быть квалификация сознания, чтобы личность была полностью счастлива - как того и хочет Кришна. Вернуться домой к Кришне - это не значит уйти из материального творения на Голоку. Вернуться домой к Богу не получится, пока у нас есть желание избежать страданий. Потому что желание избежать страданий - это чисто эгоистическое сознание, а дома у Бога у души сознание исполнено бескорыстной любви и желания служить Кришне во что бы то ни стало и где угодно. Хоть в мире вечной яви, хоть в мире вечных грёз. Вернуться домой к Богу - это значит вернуть себе память и представление о том, что мы УЖЕ дома, с Кришной, с Радхарани, ибо Харе Кришна маха-мантра - это и есть наш дом. В Щри Наме уже есть всё: и Голока-дхама с Кришна-лилой, и Аударья-дхама с Гаура-лилой.

Г.В. прабху сказал мне, что у него создаётся впечатление, что у меня якобы есть опыт очень высокого уровня сознания, и, мол, я пытаюсь сразу всех вытащить на него. :-)
Однако я ответил ему, что тот уровне, о котором я говорю, это абсолютно ЕСТЕСТВЕННЫЙ уровень сознания ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА. Джентльмена. Которому не приятно лгать ни себе, ни другим.

Г.В. настаивал: "Нежелание страдать вполне естественно для души, ибо она ананда. Страдания мешают не только наслаждаться, но и служить."

Я же возразил ему, что это неправда. А-нанда в своём высшем выражении - это блаженная боль разлуки и мучительная сладость встречи "в одном флаконе". Вищамритера-милана и самриддхимана-самбхога. Радхарани страдает от острой боли в разлуке со Своим возлюбленным Щьямом в мадхурья-лиле. Гауранга в аударья-лиле страдает от острой боли разлуки с Хари также, как Радхарани в мадхурья-лиле, и именно эта боль соединяет Кришну (наяку, героя) и Радху (наику, героиню) в этом воплощении Бога в единое целое, в единый эмоциональный образ, в единый экстаз экибхута-бхава. Гададхара в аударья-лиле страдает в ещё большей степени, нежели Радхарани в мадхурья-лиле, поскольку в Его образе Радхарани разлучена уже с тем, кто украл Её душу. Это реальная и очень сильная душевная боль. Это боль ученика, который разлучён со своим гуру, укравшим его сердце. Такое умонастроение Гадая - это сама суть нашей гаудийа-вайшнава-сапрадайи. Её жизненный сок. И никому из маньджари, пришедших в нашу парампару в качестве ачарьев, острая боль разлуки (экстаз вираха-видхуры) не мешал служить гуру и Гауранге. Прабхупада же НАОБОРОТ всячески воодушевлял своих учеников на обретение умонастроения Гауранги - умонастроения служения в острой боли разлуки с Господом Хари.

На моё мнение, что наша абхидхейа, чтобы нам достичь прайоджаны, должна быть согласно мнению Рупы Госвами мотивирована исключительно желанием удовлетворять лишь чувства Кришны, действовать исключительно во благо Кришны, потому что именно таково сознание души, Г.В. прабху ответил, что, мол, это сознание чистой души, а не обусловленной.

Конечно, - ответил я, - потому что пока в нашем сердце не вызреет мотив служения именно такой бескорыстной природы, душа будет обусловлена эгоизмом. Причём, это может продолжаться миллионы и миллионы воплощений, и садхака может всё воспевать и воспевать маха-мантру, всё желая и желая стать всё чище и чище или уйти на Голоку, дабы избежать проблем материального мира.
Я сам не читал, но слышал (и я полностью согласен, потому что таков и мой личных опыт), что Бхактивинода Тхакур где-то писал, что пробуждение души может произойти за несколько дней. Действительно, боддхи происходит практически мгновенно, но просто, поскольку у материи есть инерция, то, чтобы оформиться этому состоянию окончательно, требуется некоторое время.

Г.В. прабху прокомментировал мою цитату ("Если же мы культивируем желание очиститься, которое имеет корыстную природу, то мы никогда не обретём сознание души. Потому что это НАШЕ желание. Это не желание Кришны. Желание Кришны же таково, чтобы мы служили, НЕ ВЗИРАЯ НА СОБСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО ИЛИ НЕСОВЕРШЕНСТВО, чистоту или нечистоту.") следующим образом:
"Здесь нет противоречия. Кришна хочет, чтобы мы очистились и чтобы вернулись. Вернулись в чистое сознание."

Однако, друзья, секрет в том, что сознание может быть чистым лишь тогда, когда абсолютно всё внимание личности направлено НЕ НА СЕБЯ, не на удовлетворение СВОИХ - пусть даже якобы и благих, якобы и духовных, как нам может казаться, нужд, как то, - очистить СВОЁ сознание, допустим, - но лишь на удовлетворение Кришны и Радхики. Это исключительно тонкий момент понимания, потому что здесь непосредственно ловится "за хвост" практически прозрачный для человеческого ума змей эгоизма. Чтобы чувствовать разницу в природе мотива, нужно иметь крайне острое интуитивное восприятие, заточенное выстраданным отвращением к самообману.

Нужно очень хорошо понимать, что корнем мотива чистого преданного служения является именно фактор "так хотят Радхарани Кришна". И именно тогда, когда соблюдается этот нюанс, проявляется наше истинное состояние сознания, наша сварупа, т.е. фактор "так хочу я". Именно в таком состоянии сознания пребывают нитья- и прана-сакхи (маньджари) Радхики. Именно культуру этой маньджари-бхавы подарил нам всем Господь Гауранга.

Существует два вида шраддхи — вайдхи и рагануга. Прабхупада обращал внимание своих учеников почти только на вайдхи-бхакти лишь потому, что тогда еще не настало должное время объяснять рагануга-бхакти. В общих чертах он описал это в своих книгах, но поскольку большинство читателей не были тогда достаточно готовы к изучению этого предмета, он не описывал его во всех подробностях, как, например, Бхактивинода Тхакур. Но, если мы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕСТНЫ в практике вайдхи-бхакти, мы можем в итоге понять смысл и почувствовать вкус рагануга-бхакти, которое возникает из той шраддхи, что наполнена духовной жаждой, лаульям. Чайтанья Махапрабху низошел главным образом для того, чтобы даровать сва-бхакти-щрийам:

анарпита-чарим чират карунаяватирнах калау
самарпайитум уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дьути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах
(Чайтанйа Чаритамрита, Ади. 1.4)

“Пусть же Щри Щачи-нандана Гаурахари, сверкающий сиянием расплавленного золота (украшеный сиянием исходящим от Шримати Радхики), будет вечно пребывать в ваших сердцах. По Своей беспричинной милости Он низошел в век Кали, чтобы одарить мир тем, чем он был столь долгое время обделен - самым сокровенным богатством преданного служения Ему, высшим вкусом супружеской любви (уджджвала-према-расой).”

Смысл этого стиха очень глубок. Кроме того, что Махапрабху пришел в силу 3-х Своих внутренних причин, он пришёл ещё и затем, чтобы даровать нам возможность вкусить сладость маданакхья-махабхавы Радхики (аспект мадхурья Радха-премы), и эта сладость любви Радхики может быть воспринята на вкус лишь в культуре маньджари-бхавы с её Радха-снехадхикой. Прабхупада, являясь сенапати-бхактой Гауры, естественно пришел с той же целью. Но сначала он должен был подготовить почву для посева, и на эти приготовления ушло очень много времени. Он говорил, что невозможно прочно утвердить сварупа-сиддха-бхакти (чистую бхакти) до тех пор, пока не будет побеждена философия майавады и адвайтавады.

Итак, нам надо хорошо уяснить, что быть счастливым, желая очиститься, не возможно. Если мы этого желаем, мы будем вечно этого желать, но результата так и не дождёмся. Это порочный круг. Циркулюс витиозус.

Однако Г. В. прабху говорил мне: "Кришна хочет бескорыстия, но у нас его ни грамма нет. Мы до него ещё доехать должны."

Что можно сказать? По крайней мере от нас требуется точное и ясное представление о том, что такое абсолютное бескорыстие (анйабхилащита-щунйам), и каков должен быть мотив нашего служения в идеале. От нас требуется хорошо понимать, что "доехать" до бескорыстия, культивируя очень тонкие корыстные желания, как то - уйти на Голоку от страданий материального мира, чтобы там якобы ничто нам не мешало служить Кришне или в начале очистить СВОЁ сознание, дабы, очистив его, потом якобы лучше служить Кришне, принципиально не возможно. От нас требуется просто понимать, что желание Кришны таково, чтобы мы ПРОСТО СЛУЖИЛИ, нисколько НЕ ВЗИРАЯ НА СОБСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВО ИЛИ НЕСОВЕРШЕНСТВО, чистоту или нечистоту. Где угодно, во что бы то ни стало и не смотря ни на что. От нас требуется просто понимать, что в идеале нас не должен заботить СОБСТВЕННЫЙ адхикар, что у нас не должно быть интереса к СОБСТВЕННОЙ квалификации, что нас на самом деле ПРЕЖДЕ ВСЕГО должно заботить духовное состояние других душ и их душевные беспокойства. В этом суть и смысл всей культуры ИСККОН - культуры сострадания. Именно таким его хотел видеть Прабхупада.

Г.В прабху откровенно признался мне, что он тоже не любит лгать, но, мол, он не настолько требователен ни к себе, ни к другим.

В свою очередь, я также признался ему, что мне искренне жаль, что он не настолько требователен к себе и что мне очень грустно от этого. Разговора же о предъявлении требований к другим, - сказал я категорично, - вообще быть не может. Это абсурд в контексте культуры великодушия, щедрости и милосердия. Всё, что мне хочется на самом деле, попытался я его убедить, это чтобы нам стало отвратительно лгать прежде всего самим себе в самых потаённых уголках нашей человеческой психики.

Г.В. прабху поделился со мной своим опытом гухъям акхъяти приччхати (рассказывать о сокровенном вайшнавам и вопрошать о сокровенном у вайшнавов). Он спрашивал у своего наставника А.М. прабху по поводу випраламбха-бхавы и пребывании Господа Гауранги в Гамбхире Кащи Мищры в Джаганнатха Пури. Наставник сказал ему, что в духовном мире сильные страдания в разлуке — это величайшее наслаждение.

Да. Это так. Потому что в маданакхье-махабхаве Радхики экстаз острой боли Её разлуки с Кришной (кришна-вираха-видхура) замешан на сладостном ощущением Её невероятной йагьи - переживаемом опыте полного Самопожертвования тому, кто Её женскому сердцу приходится Богом. Именно такая диалектика Радха-премы хранит Радхику "на плаву" Её Самосознания - пусть и в состоянии безумия (унмады), иначе бы от боли Она просто мгновенно оставляла бы тело в нарават-лиле (праката-лилах на Земле) или всегда пребывала бы в бессознательном состоянии сознания.

Кстати, моя супруга Ями по поводу той проблемы, что я здесь подымаю, обмолвилась исключительно точно (процитирую): "Вот, если бы и учили, что бхакти главное, а не мукти.., тогда бы все пошло естественно. А то сначала суют пряник в рот.., а потом говорят.., что это пустышка.., а у людей вкус уже развился к этой пустышке."

Вообще по-моему личному мнению пришло время каждому садхаке задуматься над тем, что такое санкиртана "вглубь". Ведь Прабхупада благословил нас всех на кипячение молока. Что такое санкиртана "вширь", мы уже хорошо знаем. Отличную характеристику ей дал Аиндра прабху в своей книге "Сердце распространения книг". По сути дела без глубинного понимания раса-таттвы это просто пустышка. Обманка. Или, как сейчас принято говорить, фэйк. Именно потому искренне идущие к Радха- и Гададхара-преме бхакты испытывают боль и разочарование от сегодняшнего положения дел на БВ.

В конце концов Г.В. прабху смиренно попросил: "Пожалуйста, благословите меня на то, чтобы я тоже стал преданным."

Я ответил так. Если бы для того, чтобы у Вас, мой дорогой друг, возникла возможность вкусить сладость Радха-премы мне достаточно было бы при тяжёлой физической болезни или несчастном случае оставлять физическое тело в 20 лет при каждом моём воплощении, я бы с радостью пошёл на это и умолял бы Радхарани сделать именно так. Но, к сожалению, мы не можем взять крепость эгоизма снаружи. Только изнутри. А для этого нам надо быть исключительно требовательными к себе в отношении нашей правдивости. Пока же мы будем позволять нам лгать самим себе хотя бы в самой - как нам будет казаться - незначительной степени, в самом малом, то какие бы тапасйи мы на себя ни накладывали бы, какие бы нийамаграхи ни практиковали, какие бы инициации ни получали от гуру и какие бы посты в иерархии общества ИСККОН ни занимали, настоящего бхакты из нас не получится. 100%.

Ом Тат Сат

Комментариев нет:

Отправить комментарий