Translate

воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Концепция Гададхара-дасьи



Что пытался дать нам Щрила Прабхупада? Гаура-вани. "Гаура-вани прачарине". Очень важно понять эти вещи. Это знание уровня апракриты. Иначе в нашем представлении получается так, что аударья-лила видится нам просто как способ подачи айщварья- или мадхурья-расы и - всё, как проповедь настроений айщварьи или мадхурьи, а мир аударьи - как мир, якобы не имеющий самостоятельной ценности, самосущного вкуса. Очень горько такое наблюдать...

Гоур Говинда Свами, опираясь на Нарахару Саракару и Кришнадаса Кавираджа Госвами, в своей книге "Вершина бхакти", в гл. 4, в п.п. "Вершина бхакти" пишет:
"Кришна - Абсолютная Истина, адвайа-гьяна-таттва, Высшая Истина, парама-таттва. Чайтанья тоже адвайа-таттва, но Он обладает ещё и бхакти-найпуньей, према-бхакти - высшим проявлением бхакти. Если к Кришне добавить према-бхакти, это будет Чайтанья. Поэтому Щачинандана Гауранга - Высшая Абсолютная Истина, парама-таттва, Бхагаван, наделённый бхакти-найпуньей."

Видите, что за отличие между Кришна-лилой и Гаура-лилой? Да, и там, и там - тот же Бхагаван, Кришна-таттва, но в Гаура-лиле Он исполнен бхакти-найпуньи (полноты бхакти). Таким же образом и Нитьянанда в аударья-лиле - это тот же Господь Баларама из Кришна-лилы, но пребывающий в умонастроении кинкари Ананги, Своей олицетворённой внутренней энергии наслаждения, и потому также исполненный према-бхакти, переживающий экстаз маданакхьи-махабхавы Радхарани, поскольку Ананга в зеркале своего вечно влюблённого ума (сат-према-хридайа-дарпане) в совершенстве отражает эти сокровенные эмоции своей Рахасйи Деви.

Аналогично и Сама Хара, находясь в образе Гададхары пандита, пребывает уже не в умонастроении Радхи из мадхурья-лилы, но чувствует, что Её эмоциональная форма (безумно влюблённые тело, ум, сердце) похищены Говиндой в образе Гауры. Гадай чувствует, что Гаура полностью вытянул Его душу. Таким образом, Вришабхану-нандини Сама, причём, желанным образом следует во всех отношениях, отдаётся, вручает Себя всю, жертвует Собой целиком, во-первых, тому, кто в мадхурья-лиле Её сердечку приходится Богом, а во-вторых, уже тому, кто в аударья-лиле доподлинно понял природу безумно влюблённой женщины - Её природу. Так от Радхи осталось лишь сияние, так Она теряет очертания женщины, так Она стала напоминать привидение, тень Гауры. Превратившись в Свою живую смерть. И эта тень - Гадай. Таково умонастроение Хары в аударья-лиле. Такова Гададхара-према.

Гададхара-према - это сама квинтэссенция аударья-расы. Это предельно сконцентрированный нектар Радха-премы. Это эзотерическая начинка санкиртана-йагьи. Её внутренний и очень глубокий смысл. Гаура имеет квалификацию давать нам Радха-дасью из мадхурья-расы. Гададхара же имеет квалификацию давать нам уже Гададхара-дасью аударья-расы - что является более возвышенной, а потому, несомненно, более вкусной севанандой, образом служения, более сакральным ликом бхакти.

Мы знаем такую поговорку: "Кто женщину поймёт, тот будет править миром!" Враджендра-нандана в образе Гауры, в Своей изысканной аударья-лиле, понял изначальную женщину, Радхику из мадхурья-лилы, однако Он Сам, полностью, однозначно владея умом Своей Хары, Её чувствами и эмоциями, желанным образом является учеником Гададхары Пандита. Как так?... Почему же?.. Потому что Радхика, демонстрируя в адурья-лиле в образе Гадая невероятные и умопомрачительные чудеса Самопожертвования, снова уходит далеко вперёд от несомненно гениальной способности Кришны понимать женщину и победоносно утверждает высший приоритет именно ЖЕНСКОЙ способности любить.

В мадхурья-лиле Радха-према является гуру Кришны. Да, "кришна ванде джагат гуру" - "Кришна - гуру всей вселенной". Но Сам джагат-гуру Кришна говорит: "радхикара према-гуру, ами-щищйа ната". (Ч.-ч. Ади. 4.124). Кришна - джагат-гуру, и Сам джагат-гуру говорит: "Радхарани - Мой духовный учитель, а Я - Её танцующий ученик". Таким образом, мы можем понять, что гуру-парампара идёт от Радха-премы. Радха-према - гуру Кришны. Мы можем видеть, что Радха-према является гуру высшего уровня в гуру-парампаре. "Гуру васту нахи сунищчита" (Ч.-ч. Ади, 4.129). Мы можем понять, что жажда (лобха) Кришны понять Радху, изначальную женщину, не может быть удовлетворена, если Он не принимает радха-прему Своим гуру. Почему?..
Да потому что Мадана-мохана прекрасно осознаёт, что, любя Свою Хару, Ту, что "якобы" (кавычки - потому что тут игра эмоций, бхав маньджари, дающей возможностям, талантам Кришны в сравнении с талантами её любимой Радхики пейоративную, уничижительную окраску) похищает Его сердце, Он Сам НЕ СПОСОБЕН сойти с ума, Он НЕ ЛИШАЕТСЯ рассудка, а, вот, Гандхарвика Деви, любя Его, становится в Своих переживаниях острой боли разлуки с Ним абсолютно невменяемой.

Да, состояние маданакхья-махабхавы, демонстрирующее экстаз любовного безумия (према-унмаду) - это исключительно собственность Радхарани, но не Кришны. Потому, для того, чтобы проникнуть в самую глубь, в самую темень безумно влюблённого ума несчастной женщины и вскрыть тайники женского сердца, а потом чтобы вероломно похитить этот бриллиант женской природы, Кришна принимает Радха-прему как Своего гуру, чтобы удовлетворить Свой голод, Своё алчное желание (лаульям), этому Чхору Граганье (главарю воров) необходимо решить вопрос АУТЕНТИЧНЫМ образом и никак иначе, т.е. пережить тоже самое, что переживает Его любимая. Попросту говоря, Ему надо также, как Самой Радхе, умирающей в экстазе кришна-вираха-видхуры (от острой боли разлуки со Щьямом), быть полностью сумасшедшЕЙ ЖЕНЩИНОЙ.

Да. Без женщины этот вопрос, безусловно, не решить. Почему? Да потому что в духовном бытии любое настоящее познание возможно исключительно лишь через любовь, через прему, тем более - познание такого высшего состояния премы как маданакхья-махабхава. Конечно Кришна и Радха - это одно единое Сознание Абсолюта. Но Абсолют - это именно ВЗАИМООБМЕН любовными эмоциями. Раса. И Кришна в этом симбиозе представляет именно мужскую личностную ипостась - Бхагавана. А по Сеньке, как говорят, и шапка. Потому любовь женщины можно почувствовать, исключительно лишь проявляя ту же самую женскую любовь. Просто так мужчине взять и понять сердце женщины не представляется возможным. Иначе говоря, прежде, чем чувствовать Богиню, щакти, женщину, Бхагавати, Богу требуется йагья, требуется как бы перестать быть Богом, щактиманом, мужчиной, Бхагаваном, вишну-таттвой, приняв умонастроение щакти-таттвы. Зачем? Затем, чтобы иметь возможность по-женски и безумно любить субъект Своей привязанности, Радхику. Любить также, как Сама Радхика любит Его - как женщина и безумно. И так любя Её, уже тогда Он будет способен чувствовать Её.

Потому Он, прежде принимая умонастроение девочки, Ананги маньджари, безумно влюблённой в свою Госпожу и старшую сестру, влюблённой настолько сильно, насколько Сама Радха любит Его Самого, полностью обуславливается переживаниями Своей возлюбленной. Так, забыв Себя как мужчину-Бога, а потому, можно сказать, не любящий, но любящАЯ Радху уже ЧИСТО ПО-ЖЕНСКИ, богато одарённый (-ая) эмоциями острой боли разлуки со Своим возлюбленным Пьяре Каной, Гаура в Своей медитации, в Своей бхаджана-пранали (сокровенном поклонении) являет пример удивительнейшего и гениальнейшего "лицедейства". "Актёр" Гопиджана-валлабха, полюбив Радху умом кинкари Ананги, вживается в роль, в умонастроение Своей героини (наики) и плачет навзрыд от разлуки с Хари, и кричит, и, умоляя, зовёт Его, и причитает, и стонет в отчаянии и полном бессилии. И ближайшие подружки Радхи, Её сакхи - Лалита (Сварупа Дамодара) и Вишакха (Раманда Рай) - видят (в Гамбхире), что Кришна (Гаура) полностью "тронулся" умом от любви.

Так Кришна, принимая Радха-прему как Свою гуру-васту, вживаясь в архетип маньджари Ананги, в начале сходит с ума от любви к Своей Харе, а потом получает возможность в Своей аударья-лиле испить сладчайшего нектара Радха-премы. Однако что же происходит с Радхой в этой лиле?
А Радхика, воочию видя, как Её смелый Хари жертвует Собой как мужчиной, как вищайей, ради Неё, осознавая, что теперь Её любимый, переживая такую же острую боль разлуки с тем, кто сердцу приходится Богом, какую переживала Она Сама, страдает также, как Она Сама - только уже не 100 лет (как это было в праката-лиле на Земле), но вечно (ведь аударья-лила вечна), просто напросто ЛИШАЕТСЯ Себя. Она лишается Себя и во всех отношениях следует за Гаурой, понимая, что теперь Её возлюбленный доподлинно чувствует Её как женщину, чувствует все женские тайны и секреты, знает жар женского стыда и сладкую боль его преодоления, знает сокровенную и интимную природу сострадания женского сердца, за которым на самом деле скрыта "греховная" и пылкая жажда женщины отдать Своего единственного мужчину всем другим женщинам, скрыто "грязное" и неумолимое, пожирающее женский ум желание вложить лингам Его неописуемо сладостной красоты в йони их горячего любовного "блуда", чтобы они пережили тоже самое счастье, которое переживает Она Сама.

Гаура вычерпывает до самого донышка сладчайший мёд из драгоценного сосуда женской ипостаси Абсолюта, из золотого и на самом деле не имеющего дна влагалища, ащрайи, святого хранилища премы, чистой любви к Богу. Гадай же понимает, что теперь Махапрабху принадлежит всё. Весь Его мир. Его сердце. Душа Гадая похищена. Он вынужден признать, что Он Сам больше не имеет ничего, потому что все забрал Гауранга! Гадай совершенно пуст. Выбора нет. Он во всех отношениях пленён Гаурой!
И это экзальтация переживания женского самопожертвования. Эмоциональная кульминация безумно влюблённой женщины. Апогей её любовного надрыва, оборвавшегося и канувшего в тишину её душевной смерти. Чистое сияние духа её блаженной пустоты. Экстремум женской мудрости свитых в единое и вырванных с корнем мучительно сладких боли разлуки и восторга встречи в осознании Обоими влюблёнными (Гаурой и Гадаем) этой пережитой Ими боли. Это служение женщины, Радхи, переставшей быть женщиной, Радхой...

В этой концепции Гададхара-дасьи на самом деле заключён очень глубокий смысл отношений между учеником и духовным учителем, а также - Щри Намой. Умонастроение Гададхары пандита по сути дела является идеалом умонастроения ученика, шишьи, в аударья-лиле Нама-аватары Господа. Именно в таком умонастроении необходимо пытаться находиться КАЖДОМУ, кто старается служить гуру, Гауранге и Святому Имени (Нама-мурти) в миссии према-нама-санкиртаны. Если ученик не отдал своё сердце духовному учителю, не стал нищим душой, не превратился в полного и смиренного незнайку, в тень своего духовного учителя, в его привидение, "слепо" следующего за ним, не прольётся на него из чаши милости духовного учителя нектар "святого духа" и не проявится в сердце возможность ощущать сладчайший вкус (мадхурью) Радха-према-намы и Радха-раса-майи. Именно такое умонастроение ученика является необходимым условием для подлинной дикши, потому что именно в нём заключён должный дух шикши. Без такого духа Гадая дикша не является настоящей, но представляет из себя её формальный суррогат, эрзац, подделку.

Щрила Нароттама Даса Тхакур Махашайа в своей книге Щри Према-бхакти-чандрика, в 9-ой главе ("Заключительные наставления"), в тексте 20-м говорит: "Я тщательно записывал здесь всякое послание, которое мне доводилось получать от Щри Гауранги Махапрабху. Сам же я даже не знаю, что правильно, а что - нет."

Однако надо хорошо понимать и то, что когда говорится о "слепом" следовании, совсем не имеется в виду фанатизм. И это даже не совсем аллегория. Потому что после стадии рассудочных отношений с гуру на уровне вайдхи-бхакти-садханы, в которых ученик следует за гуру и его наставлениями просто потому, что отлично понимает рассудком, что так надо, если они правильным образом сориентированы и развиваются, следуют отношения, располагающиеся на уровне рагануга-бхакти-садханы, основанные на интуитивном и абсолютном (любовном) доверии ученика своему гуру. Именно так в аударья-лиле возникает трансцендентная любовная взаимосвязь дасья-расы. И силой, потенцией этой расы как раз-таки и служит сок умонастроения Гададхары. Концепция Гададхара-дасьи. Таким образом, сок умонастроения Гададхара-дасьи - это нектар, питающий мула или корень лучезарной лианы бхакти высшей меры, неистово тянущейся в ночной тьме Кали-юги к полной Луне Щачинанданы Гаура Хари, дотрагивающейся до неё внутренней, нежной поверхностью рагануги раскрывшегося, словно йони влюблённой женщины, цветка безумной любви к своему милому Богу, пьющего приятную прохладу этой Луны, успокаивающей его томительное ожидание счастья.

Интересен ещё один нюанс. Отношения Гадая и Гауры являются изначальными в аударья-лиле. Такими же изначальными отношениям в мадхурья-лиле являются отношения Радхи и Кришны. И, как тело и ум каждой маньджари в мадхурья-лиле являются, как говорит Сам Кришны, своего рода, зеркальцем (сат-према-хридайа-дарпаной), точнее, зеркальным образом, интенсивно отражающим ту или иную форму маданакхья-махабхавы Радхики, так же качества ученика в иделе (когда ученик осознаёт свою сварупу нитья- или прана-сакхи) являются зеркальным образом, интенсивно отражающим тот или иной аспект маданакхья-махабхавы Гададхары. Потому, если выразить мысль образно, можно сказать, что культура маньджари-бхавы, т.е. вся культура гаудийа-вайшнава-парампары (в которой все ачарьи - маньджари) - это культура огромнейшего калейдоскопа, в котором посредством вращения его во времени - посредством имеющих индивидуальный вкус творческих импровизированных представлений учеников в цепи ученической преемственности - образуется общая картина концепции Гададхара-дасьи.


Клииммм Гадайа дхиимахи...

Комментариев нет:

Отправить комментарий